veciy.ru

18.11.17
[1]
переходы:48

скачать файл
МОРСКАЯ ОТРАСЛЬ: спасать или создавать заново

Marine UA1

МОРСКАЯ ОТРАСЛЬ: спасать или создавать заново? // Моряк Украины от 01 Дек, 2010 г., № 48

Ответ на этот вопрос круглый стол экспертов в Одессе 23 ноября искал часов пять. Тема («Состояние и перспективы развития Украины как морской державы») позволяла заседать и дольше. Собрались ведь политики и ученые, специалисты в области морского права и индустрии, политологи, эксперты по проблемам морского хозяйственного комплекса, транспорта и связи, представители Одесской национальной морской академии и даже военные моряки. Обсуждали состояние портов, военно-морской техники и морской индустрии в целом.

Организаторы задались целью выяснить, чем жила морская индустрия Украины, особенно в последние два года. Оказывается, эта встреча, не что иное, как продолжение предыдущего круглого стола на ту же тему, двухгодичной давности. Тогда специалисты и разошлись во мнении. Одни посчитали, что морское хозяйство Украины безнадежно больно, нужна реанимация, интенсивная терапия, так сказать. Другие говорили, мол, все поздно. Клиент скорее мертв…

Очередная встреча, похоже, новизны не добавила. Диагноз состояния морских дел в стране прежний. И рецепты лечения те же. То есть по сути все, как в прошлый раз. Но по форме!
Самым заметным гостем конференции был, пожалуй, первый заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий. Он обозначил свою позицию следующим образом: «Тезис «Украина — морская держава» воспринимается сейчас как аксиома. И неудивительно». Из причерноморских государств, по словам Сергея Рафаиловича, Украина имеет самую большую протяженность приморской полосы, развитый морехозяйственный комплекс. В частности, 19 из 40 морских портов Причерноморья расположены именно в нашей стране. Вместе с тем тенденции развития морской отрасли свидетельствуют о другом - постепенном превращении Украины из морской державы в «страну у моря». И причин тому множество, но главная все же состоит в очевидном невнимании украинской власти к морской отрасли страны. Вернее, даже не в невнимании, а в отношении к ней, как к своего рода дойной корове. Кстати, если по другим вопросам эксперты иногда спорили, то в том, что государство иждивенчески относится к морским делам, участники были единодушны. За период последней пятилетки во главе Минтранссвязи не было ни одного руководителя, которого можно было бы назвать профессионалом транспортной сферы. Власть меняется, а понимания, что «Море - это наше все!», как-то не получается.
Борис Буркинский, директор ИПРЕЕД НАНУ, академик НАНУ, считает, что сегодня нет законодательно-нормативной базы, которая бы обозначила общегосударственную систему контроля, регулирования и управления морской деятельностью. Это касается распределения полномочий между Морской администрацией и портовыми операторами, создания Украинской международной регистрации судов, принятия Национальных правил по созданию цен и тарифов, организации перевозки грузов и т.д.
То есть, в этих условиях Украина не в состоянии реализовать государственную программу утверждения страны как транзитной державы.
Директор Одесского филиала национального института стратегических исследований Алексей Волович (инициатор круглого стола) считает, что ситуация, сложившаяся сегодня в морском хозяйстве, характеризуется многими специалистами как угрожающая. Почти треть приморских территорий в морских портах находится в неудовлетворительном состоянии.
Также неутешительной является ситуация с Военно-морскими силами. Их оценку и перспективы озвучил Павел Лакийчук, директор информационных программ центра «Номос» из Севастополя. Как заметил Павел Лакийчук, после раздела Черноморского флота СССР Военно-Морские Силы Украины насчитывали порядка 140 единиц плавсостава, в том числе одну подводную лодку, 4 фрегата, 7 корветов, 2 ракетных корвета. Сейчас же ситуация критична, количество перечисленного плавсостава заметно уменьшилось. Возникает вопрос, что ждет украинский флот в будущем? Украинские моряки возлагают надежду на корветную программу, но, по оценке Павла Лакийчука, в условиях кризиса реализация этого проекта выглядит как авантюра. Государство не готово вкладывать такие большие деньги в строительство корветов.
«Может быть, действительно не стоит морочиться со строительством новых кораблей? В таком случае, перспективы Военно-морских сил достаточно туманны», - подытожил выступление Лакийчук.
Сергей Гриневецкий на это заметил, что говорить о перспективах вообще не имеет смысла, поскольку они слишком далеки. И частично обвинил в такой ситуации коррупцию, которая царит на различных этажах власти.
Собрание было достаточно спокойным. Но иногда от накала эмоций и оценок микрофон не выдерживал, то и дело падая с грохотом на пол. Ведущие круглого стола с улыбкой замечали всякий раз, что эти падения очень точно передают «упадок морской отрасли»…
В общем, Морская Украина на сегодня, по мнению аналитиков и политиков, где-то посредине: между определением «морской державы» и «страны у моря».
Выходом из кризисной ситуации специалисты считают конкретные и эффективные шаги со стороны государственного аппарата, плюс привлечение иностранных инвестиций в морскую отрасль Украины.
Если согласиться с теми, кто утверждает, что чиновники у нас заняты больше обогащением, чем государственными заботами, то болтание Украины между определениями «некогда морской державы» и «страны у моря» даст еще много поводов посудачить на эту тему.

Анна Фошня

СКАЗАНИЕ ОБ УКРАИНСКОМ КРЮИНГЕ // Там же.


В последнее время стало модно плакаться о море. Все страдают, гадают в диагнозы, пытаются хоронить «морскую державу», скорбят о безвременно почившей индустрии и экосистеме Черноморья.

Совсем невпопад с темой печали оказалась конференция «Крюинг в Украине 2010» (Организатор - компания Smart Conference). С размахом, живенько и откровенно молодые крюменеджеры коммуницировали на любимую тематику. Дело в том, что морской кадровый сервис за полтора десятка лет в Украине заявил о себе, как об одном из наиболее динамичных в мире. Правда, последние годы осложнили ситуацию и сделали ее неоднозначной, что отразилось на всех участниках рынка. Из-за кризиса и серьезного спада на фрахтовом рынке были запущены необратимые процессы изменений. К чему же мы пришли, какова сейчас обстановка и что делать дальше? Вот темы, которые увлекли специалистов в очередной раз, среди них - изменения в законодательной базе, новые лицензионные условия, аналитика рынка моряков, повышение квалификации украинских моряков, работа крюинговых компаний в условиях жесткой конкуренции.
В начале встречи тон дискуссии задал ректор ОНМА Михаил Миюсов, который в своем выступлении поднял основные проблемы подготовки и дальнейшего трудоустройства моряков в Украине. Как вывод - моряков готовят хорошо, а хорошими ли они становятся моряками на выходе - зависит от их личной трудоспособности и желания. Предполагаются дополнительные курсы английского языка, без которого уже никак, существуют разного рода современные тренажеры, также украинских моряков берут на практику, правда, все неохотнее, иностранные судовладельцы. Среди которых уже бытует мнение, что украинские кадеты пьют и дебоширят. Вспомнился мой хороший знакомый, который хвастал, что именно на судне во время практики научился пить водку. Видимо, небезосновательно опасаются за наших алконавтов судовладельцы. Леонид Монюк, директор крюинговой компании L-Stream, меж тем, предложил не стричь всех под одну гребенку и не заносить их поспешно в так называемый black-лист. Человеку нужно дать шанс на исправление ошибки. Доверие может вернуть им веру в себя и научить держаться в необходимых рамках.
Олег Григорюк, заместитель председателя ЧППОМ, считает, главной темой в морских кругах стала тема ратификации Украиной Сводной Морской Конвенции, 2006. Основная миссия Конвенции, по словам Олега Игоревича, состоит в том, чтобы создать цивилизованный комплексный подход к защите законных прав и интересов всех моряков, задействованных в мировом судоходстве. Потому она и носит несколько пафосное, но вместе с тем верно характеризующее ее название - «Билль о правах моряков». Конвенция регламентирует условия труда, отдыха, найма, питания, медицинского и социального обеспечения моряков и во всех этих сферах ключевую роль играет судовладелец. Законодательная база многих развитых стран значительно жестче и полнее, нежели условия, предлагаемые Конвенцией, национальным судовладельцам этих стран будет несложно следовать ее требованиям. Именно поэтому заявляемые Международной Организацией Труда сроки выполнения поставленных условий для вступления Конвенции в силу: начало-середина 2012 года, Конвенцию должны ратифицировать, как минимум, 30 государств-членов МОТ с 33 % мирового зарегистрированного тоннажа, кажутся довольно реальными. Особенно, учитывая тот факт, что суммарный тоннаж уже достигнут и даже превышен и составляет, по последним данным, 46%. С этого времени каждая страна мира, которая имеет намерение создавать, эксплуатировать национальный флот, осуществлять работу морских и речных портов, а также (что для Украины является основополагающим) осуществлять трудоустройство и найм украинских граждан на суда иностранных судовладельцев, будет иметь 12 месяцев на приведение национального законодательствам к нормам и требованиям Конвенции. А после обретения Конвенцией фундаментального статуса каждая морская держава вне зависимости от того, ратифицировала она Конвенцию или нет, будет обязана следовать ее нормам. Именно поэтому позиция может быть только одна - ратифицировать. Очевиден тот факт, что возрастет финансовая нагрузка на судовладельца, но вместе с тем необходимо понимать, что документ создавался исключительно с целью поднять на принципиально новый уровень работу моряка. Защищенный, обученный, сертифицированный специалист сможет своим высококлассным трудом принести доход судовладельцу.
Безусловно, у этого уникального документа, который объединил в себе порядка 38 принятых ранее морских конвенций, есть свои поклонники и явные противники. Судя по комментариям и той критике, которую используют негативно настроенные личности, их осознание и понимание положений, разделов и правил Конвенции носит весьма поверхностный характер.
Руководители компаний найма моряков и морские юристы также поделились опытом и знаниями о новой забаве нашей доблестной милиции: изъять у предприятия компьютеры под предлогом использования нелицензионного программного обеспечения. Далее предприятие выкупает свою технику, поскольку стопорится работа всей компании. Особенно это явление активно проявляется в период праздников, и это понятно…
По поводу трудоспособности и денежной зависимости украинского моряка также высказывались некоторые соображения. К примеру, Леонид Монюк предположил, что моряки неохотно пойдут под украинский флаг из-за низких заработных плат, на что Анатолий Задорожный, президент Ассоциации менеджеров крюинговых агентств Украины, возразил, что пойдут еще как, а если не пойдут, то прибудут азиаты, которые согласятся и на 500 долларов в месяц.
Немало вопросов вызвало сообщение морского юриста Юрия Сергеева (Юридическое бюро Сергеевых) о новом порядке контроля за соблюдением лицензионных условий хозяйственной деятельности кадровых фирм моряков. Новые перспективы системы подготовки и дипломирования моряков приняты в Маниле, сообщил Юрий Михайленко, представитель Инспекции по подготовке и дипломированию моряков в Одессе. Были утверждения, что морская мировая столица из Лондона перешла к филиппинской Маниле и там теперь генерируют самые свежие новации и тенденции морской индустрии. Что филиппинский крюинг (более 700 компаний) гораздо превзошел украинский! В общем, упрек, высказанный в начале конференции коллегам, мол, чаще встречаться надо, частично был компенсирован разнообразием тем и откровенностью их обсуждения.
Подумалось, пока организаторы будут осмысливать вторую встречу и готовиться к новой - читателям газеты, наверняка будут интересны подробности, детали и доводы, хотя бы основных докладчиков конференции. А может, кто из радикально настроенных создателей крюинга не сможет отмолчаться. Проблематика крюинга: его возможности и перспективы в новых, меняющихся условиях экономики того стоят.

Анна Фошня




скачать файл | источник
просмотреть