veciy.ru

21.08.18
[1]
переходы:48

скачать файл
Задачи для учащихся. Чему надо научиться

Автор Афанасьева Галина Николаевна


Образовательное учреждение МОУ Леботёрская ООШ


Предмет русский язык


Класс 5


Тема СЛОВОСОЧЕТАНИЕ


Учебно-методическое обеспечение УМК под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта


Время реализации занятий 3 урока


Авторский медиапродукт:

1. PowerPoint

2. Учебное пособие для учащихся

  • Электронный учебник

  • структура медиапродукта:
































  • краткое описание содержания интерактивных учебных кадров- экранов

.

слайда


Содержание слайда

1

Титульный лист «Словосочетание в 5 классе»

2

Содержание

3

Задачи для учащихся. Чему надо научиться?

4

Что вы уже знаете о словосочетании? Вопросы на обдумывание.

5

Что нам известно о словосочетании

6

Словосочетаниями не являются… Почему?

7

Связь слов в словосочетании

8

Строение словосочетаний

9

Виды словосочетаний

10

Разбор словосочетаний

11

Сравним: слово - словосочетание - предложение

12

Какую роль играют словосочетания в речи

13

Словосочетания-синонимы

14

Словосочетания в речи

15

Примеры образных словосочетаний

16

Необычные словосочетания

17

Словосочетания в тексте «Рябина»

18

Устное высказывание: уместное употребление слов в словосочетании

19

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

20

Закончите предложения

21

Устное высказывание по вопросам

22

Найди словосочетания

23

Укажи главное и зависимое слово, смысловую связь

24

Выдели словосочетания из предложения

25

Выпиши словосочетания из предложения

26.

ПРАКТИКУМ: для самостоятельной работы

27.

ОУ-1. заменить словосочетания синонимичными

28

ОУ-2. Составить словосочетания со словами

29.

ПУ: определить смысловые и грамматические связи

30.

Проверьте орфограммы

31

ПУ: заменить существительное в словосочетании глаголом

32

Проверьте написание слов

33

ПУ: составить словосочетания к данным схемам

34

ТУ: составить по 5 словосочетаний разных видов по фотографии

35

ТУ: уточнить значения слов с помощью словосочетаний

36

ТУ: запишите словосочетания к картинкам

37

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ: КОНТРОЛЬ

38

ВК «Словосочетание» Основной уровень

39

ВК «Словосочетание» Продвинутый уровень

40

Контрольное тестирование

41

Об авторе.

  • Технологический сценарий - подробное описание медиапродукта, используемых для реализации педагогических целей:

Учебное пособие имеет теоретико-практическую направленность и может быть использовано как для коллективной работы на уроке, так и для индивидуальной самостоятельной работы на уроке и дома. Учебный материал представлен в 4 блоках, имеющих тематическое и организационное назначение: грамматические особенности словосочетания, словосочетание и речь; практикум; контроль знаний и умений.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. возможность эффективного индивидуального подхода к работе учащихся на уроке (индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения, уровневая дифференциация при подготовке контрольных заданий)

  2. интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)

  3. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов

  4. формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)

  5. развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.)


Задачи занятия:

Образовательные - овладение учащимися системой знаний, умений по теме «Словосочетание», необходимых для оперирования этими знаниями, умениями в процессе обучения синтаксису и речевого развития;

Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению;

Воспитательные - формирование умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.


Необходимое оборудование и материалы для занятия:

компьютер и проектор или компьютерный класс.


Система уроков по теме Словосочетание в 5 классе

урока

Тема и краткое содержание

Задачи

Используемые слайды

Упражнения учебника

1

Урок введения новых знаний Что мы знаем о словосочетании. Отличие словосочетаний от других синтаксических единиц

Научиться чётко отличать словосочетания от других сочетаний слов

«№1- 12;

19-25;



ОУ -344, 353

ПУ -352, 356;


Д/З: 350 или 354; .ВК - ОУ

2.

Урок - практикум Словосочетание и предложение.

Словосочетания в речи

Научиться вычленять из

предложения словосочетания

Развивать умение точно, уместно, образно использовать словосочетания в своей речи

26 - 33;


КР-1 № 40;

12 - 18;


38 -39;

ОУ - 345, 355 ПУ -- 361


Д/З: 357 или 359. ВК -ПУ

3.

Урок обобщения и контроля Разбор словосочетаний.

Обобщение и контроль

34 - 36;


КР-2. № 40


Зачёт ВК (устный)

ОУ -360, 363

ПУ -362.


Д/З: 359 или 362 ч.2






Урок 1. Что мы знаем о словосочетании?

Цель урока: сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова и предложения) с учётом анализа строения, и смысловой и грамматической связей слов в словосочетании;


План занятия

1-Этапы занятия

Временная реализация

Использование слайдов ЭУП

1. Оргмомент.

2

№1, 2

2. Целевая установка

2


3.Подготовка к восприятию нового

5

№ 3

4.Включение новых знаний

10

№ 4-11

5.Первичное закрепление

7

№ 20-25

6 Самостоятельная работа

12


7. Домашнее задание

2


8. Итоги урока

5

№ 4 и №21


Ход занятия.

п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ЗАДАЧИ ЭТАПА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1

Орг-момент

психологический, деловой настрой обучающихся

на работу


1. Приветствие.

2. Организация работы с компьютерами

2.Повторение правил работы с компьютером (включение, вход в программу, открытие файла)

2

Целевая установка

мотивация урока,

выход на учебную задачу: научиться узнавать словосочетания среди прочих сочетаний слов и определять их грамматические свойства

3. Выявление темы урока через выполнение заданий:

А) Опишите кратко, что вы видите на слайде №1 (на картинке вертолёт садится в горах)

4. Организует выяснение целей урока через затруднение (создание проблемной ситуации): какими синтаксическими единицами вы воспользо-вались? Назовите их. Что чаще всего мы используем для краткого описания?

5.Итак, наша тема «Словосочетание».

3. Используют для описания слова, словосочетания, предложения.

4. Выясняют, что именно словосочетания более точно и кратко называют предметы, признаки, действия.

5.

3

Актуали-зация знаний

Выяснить функциональные особенности словосочетаний, сходство и различие между словом, словосочетанием и предложением.

Определить уровень знаний учащихся по данной теме

6. По каким признакам вы узнаёте словосочетания? Всегда ли вам это легко удаётся? Даёт задание: описать котёнка на фото (слайд 1) с помощью словосочетаний - и «фильтрует» ответы.

7. Организует повторение изученного в начальной школе (слайды 4- 5)

8. Предлагает составить инструкцию «Как узнать словосочетание»

6. Называют словосочетания и записывают удачные.

7. Выясняют, что причина затруднений кроется в неумении различить словосочетания и другие сочетания слов, и определяют, на какие вопросы пока не знают ответа.

8. Создание инструкции «Как узнать…»(устно)


4

Изучение нового

Научить находить словосочетания, указывать средства связи, строение и вид словосочетаний,



9. Организует работу со слайдами 6 - 10:

1 вариант: коллективная работа с вопросами и комментариями учителя и учащихся;

2 вариант: самостоятельная подготовка и задание составить себе памятку -ОК.

10. Проверка: демонстрация и озвучивание ОК

9. Самостоятельное чтение и составление опорного конспекта (ОК)


Первич-ное закрепле-ние

Учить самооценке и саморегуляции в ходе обучения


11. Организует работу со слайдами 19-25 (показ с задержками по щелчку после получения ответов учащихся)

11. «Проверьте себя» : самопроверка и самооце-нка уровня понимания и применения теории

6

Практи-кум

Способствовать развитию самостоятель-ности и самооценке (выбор задания)

12. Предлагает задания разной степени сложности для самостоятельной работы.

13.Работает консультантом

12. Работа самостоятель-

ная:

ОУ -344, 353

ПУ -352, 356;



7


Задание на дом

Обеспечить сознательный выбор и успеш-ность работы

14. Проводит подготовительную работу: комментарий к заданиям

ВК - основной уровень; упр. Выбирают задание, записывают в дневник, создают образец выполнения в тетради

8.

Итог урока,


Проводит опрос ВК-ОУ фронтально.

Подводит итоги урока: чему научились, что успели сделать, помогает учащимся в самооценке

Заполняют итоговую карточку урока 1: самооценка результатов обучения


Урок 2. Словосочетание и предложение. Словосочетание в речи.


Цель урока: закрепить умение вычленять словосочетания из предложения и делать их разбор; развивать умение точно, уместно, образно использовать словосочетания в своей речи.


План занятия

1-Этапы занятия

Временная реализация

Использование слайдов ЭУП

1. Оргмомент.

2

№1, 2

2. Целевая установка

2


3. Повторение -опрос

10

№38, 11; 40; № 29-33

4. Включение новых знаний

10

№12-15

5. Первичное закрепление

7

№16-18

6 Самостоятельная работа

7

№ 34-36

7. Домашнее задание

2


8. Итоги урока

5

№ 4 и №21


Ход занятия.

п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ЗАДАЧИ ЭТАПА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1

Орг-момент

психологический, деловой настрой обучающихся

на работу


1. Приветствие.

2. Организация работы с компьютерами

2.Повторение правил работы с компьютером (включение, вход в программу, открытие файла)

2

Целевая установка

мотивация урока,

выход на учебную задачу: научиться выделять словосочетания из предложения и использовать их в ручи;

проверить сформирован-ность умения отличать словосочетания от других сочетаний слов по их основным признакам.

3. Выявление темы урока через выполнение заданий:

А) «Третье лишнее»: около леса, лесной олень, жил в лесу.

Б) «Третье лишнее» в предложении: ярко светило, вечернее солнце, солнце светило

В) «Третье лишнее" на сочетаемость слов: карие (глаза, ленты, очи).

4.Итак, наша тема «Словосочетание и …» .

3.Выполняют устно: ответы с комментариями Выясняют, что не все слова сочетаются -соединяются в словосочетания.

4. «Словосочетание и речь»

3

Повторе-ние - опрос

Закрепить умение указывать речевые особенности словосочетаний, различать слово, словосочетание и предложение.

Проверить уровень умений учащихся по данной теме

5. Организует устный взаимоопрос в группах по ВК-ОУ (№38) -


6. Проводит контрольную я работу №1 (выход на тесты со слайда № 40)


7. Практикум: задания ПУ

(слайды 29-33)

5. Отвечают на вопросы по очереди и оценивают друг друга; в случае затруднений повторяют теорию о словосочетаниях (№5-10)

6. Заполняют таблицы ответов на листочках.

7. Выполняют задания в тетради, проверяют написание слов.


4

Изучение нового о словосочетании: употреб-ление в речи

Способствовать обогащению речи учащихся за счёт уместного сочетания слов, разнообразия используемых выразительных средств и синонимии словосочетаний.

8. Организует работу со слайдами 12 - 15:

коллективная работа с вопросами и комментариями учителя и учащихся.



8. Рассматривают возможности применения словосочетаний для придания речи точности, меткости, выразитель-ности.

Устные ответы и письменное выполнение заданий (на слайдах)



Первич-ное закрепле-ние

Учить правильному выбору слов и построению словосочетаний, употреблять в речи образные выражения.


9. Организует работу со слайдами 16 -18 (показ с задержками по щелчку после получения ответов учащихся), контролирует

правильность ответов на вопросы и выполнения заданий; стимулирует детей к творчеству и самостоятельности;

9. Учатся различать эпитеты, метафоры олицетворения; находить слова с переносным значением в тексте, правильно сочетать слова, употреблять словосочетания синонимы.


6

Практи-кум

Способствовать развитию самостоятель-ности и самооценке (выбор задания)

10. Предлагает задания творческого характера .(слайды 34-36)


11. Помогает выбрать задание, консультирует



10. Составляют словосочетания к картинкам (конкурс необычных словосочетаний)

11. Самостоятельная работа по учебнику (Упражнения на выбор): ОУ - 345, 355

ПУ -- 361.

7


Задание на дом

Обеспечить сознательный выбор и успеш-ность работы

14. Проводит подготовительную работу: комментарий к заданиям

Упр. 357 или 359

ВК - продвинутый уровень; Выбирают задание, записывают в дневник, создают образец выполнения в тетради

8.

Итог урока,


Проводит опрос ВК-ПУ фронтально.

Подводит итоги урока: чему научились, что успели сделать, помогает учащимся в самооценке

Заполняют итоговую карточку урока 2: самооценка результатов обучения


УРОК 3. Разбор словосочетаний Урок - зачёт (обобщение и контроль).


Цель урока: систематизировать знания по теме «Словосочетание», необходимые для совершенствования умения строить и анализировать словосочетания, правильно употреблять их в речи; проверить качество знаний и уровень умений по теме.


План занятия

1-Этапы занятия

Временная реализация

Использование слайдов ЭУП

1. Оргмомент.

2

№1, 2

2. Целевая установка

2

№11

3. Зачёт ВК устный

10

№38-39

4. Разбор словосочетаний

5

№10; № 5-9

5. Первичное закрепление

7

№ 10

6 Контрольная работа 2

15

№ 40

7. Домашнее задание

2


8. Итоги урока

2

№11


Ход занятия.

п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ЗАДАЧИ ЭТАПА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1

Орг-момент

психологический, деловой настрой обучающихся

на работу


1. Приветствие.

2. Организация работы с компьютерами

2.Повторение правил работы с компьютером (включение, вход в программу, открытие файла)

2

Целевая установка

мотивация урока,

выход на учебную задачу: научиться разбирать (анализировать) словосочетания,

проверить умение выписывать их из предложения и использовать их в речи.

3. Выявление темы урока через работу со слайдом :

«Слово - словосочетание - предложение»


4. Определяет вместе с учащимися тему и задачи урока.


Выясняют, что их объединяет и отличает

4. «Разбор словосочетаний»

3

Зачёт ВК (устный опрос)

Развивать речь на лингвистические темы

Проверить уровень знаний

учащихся по данной теме

5. Организует устный взаимоконтроль в группах по ВК-ОУ и ПУ(№38 -39)




5. Отвечают на вопросы по очереди и оценивают друг друга; в случае затруднений повторяют теорию о словосочетаниях (№5-10)


4

Разбор словосочетаний по плану

Способствовать развитию логической речи учащихся, умению анализировать словосочетание, аргументировать свой ответ.

6. Предлагает опору - план для характеристики словосочетаний (есть в учебнике) на слайде№10;

в случае необходимости можно вернуться к информации на слайдах № 5-9 (лучше использовать в индивидуальной работе учащихся)


6. Рассматривают образцы разбора словосочетаний

Устные ответы и письменное выполнение заданий (у. 362)



Первич-ное закрепле-ние

Уметь правильно делать разбор словосочетаний,


7.Проводит закрепление дифференцированно (самостоятельно - комментировано) у. 363

7. Выполняют упражнение в выбранном режиме.


6

Контрольная работа 2

Проверка умения выделить словосочетания из предложения и разобрать их

6. Проводит контрольную я работу №2 (выход на тесты со слайда № 40)

7. Предлагает сделать разбор любых трёх словосочетаний из имеющихся в данном варианте контрольной работы

6. Заполняют таблицы ответов на листочках.

7. Выполняют разбор словосочетаний в тетради,

7


Задание на дом

Обеспечить сознательный выбор и успеш-ность работы

14. Проводит подготовительную работу: комментарий к заданиям

Д/З: 359 или 362 ч.2

Выбирают задание, записывают в дневник, создают образец выполнения в тетради

8.

Итог урока,


Подводит итоги урока: насколько все готовы перейти к новой теме. Слайд №11. От словосочетания к предложению.

Высказываются: чему научились, что вызвало затруднения.


Список литературы:


  1. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобраз. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М., Дрофа, 2002.

  2. Львова С.И., Львов В.В.. Русский язык, 5 кл.; Учеб. для общеобразоват. учреждений. В трёх частях. Ч. 1. - М.: Мнемозина, 2004.

  3. Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл: Кн. для учителя/ Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001.

  4. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.5 кл.»/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской - М.: Дрофа, 2002

скачать файл | источник
просмотреть