veciy.ru

23.10.17
[1]
переходы:33

скачать файл
Зазор не допуст.


Министерство образования Российской Федерации


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

________________________________________________________


621.8 № 2480

К 65






КОНСТРУКЦИЯ, РАСЧЕТ

И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ

СВОЙСТВА ИЗДЕЛИЙ


Методические указания

к выполнению практической работы № 1

для студентов III курса

механико-технологического факультета

специальности 230100

«Сервис транспортных и технологических машин»


Часть I













НОВОСИБИРСК

2003

УДК 621.83 (07)

К 65









Составители: В.П. Гилета, А.И. Безнедельный




Рецензент Ю.Б. Куроедов






Работа подготовлена на кафедре технологии машиностроения


















Новосибирский государственный

технический университет, 2003






ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1


ЗАДНИЙ МОСТ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ


Цель работы: изучить конструкцию заднего моста автомобилей ВАЗ 2104-2107, овладеть практическими навыками диагностики, контроля и регулировки параметров с разборкой и сборкой.


1. Методические указания


1. 1. УСТРОЙСТВО


Задние мосты автомобилей ВАЗ имеют одинаковое устройство и, за исключением полноприводного автомобиля, унифицированы. Между собой они отличаются передаточным числом главной передачи, которое составляет у моделей ВАЗ-2104 - 4,3; ВАЗ-2105 - 4,1 и ВАЗ-2107 -3,9. В вариантном исполнении у автомобиля ВАЗ-2107 возможна установка редуктора с передаточным числом 4,1. Для отличия редукторов на их горловине наносится маркировка: У - передаточное число 4,44 (для «универсала»); 3 - передаточное число 4,1; 6 - передаточное число 3,9; 2 - передаточное число 4,1 для модели ВАЗ-2121; без маркировки - передаточное число 4,3.

Главная передача гипоидная. Ведущая шестерня 29 (рис. 1) и ведомая 19 спарены по шуму и контакту, поэтому они поставляются в запасные части и заменяются в паре. Между внутренними кольцами подшипников 23 ведущей шестерни расположена распорная втулка 22, которая, деформируясь при затягивании гайки ведущей шестерни определенным моментом, обеспечивает предварительный натяг в подшипниках 23. Между торцом ведущей шестерни и внутренним подшипником установлено регулировочное кольцо 21, определяющее правильное положение ведущей шестерни относительно ведомой.


Ведомая шестерня главной передачи крепится к фланцу коробки 32 дифференциала и вращается вместе с ней на двух подшипниках 15. Предварительный натяг в этих подшипниках, а также зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен регулируется гайками 14, завернутыми в разъемные постели подшипников. Полуосевые шестерни 20 установлены в цилиндрических гнездах коробки дифференциала и опираются на коробку через опорные шайбы 31. Подбором шайб по толщине устанавливается зазор 0,0…0,1 мм между зубьями сателлитов и полуосевых шестерен. Полуось 1 внутренним концом входит в шлицевое отверстие полуосевой шестерни, а наружным концом опирается на шариковый подшипник 6, который закреплен на полуоси запорным кольцом 7. Подшипник полуоси уплотняется в гнезде балки моста с внутренней стороны самоподжимным сальником 9, с наружной - резиновым кольцом. Подшипник закреплен в гнезде балки пластиной 11, которая вместе с маслоотражателем и щитом тормоза крепится четырьмя болтами к фланцу балки.

Размеры основных сопрягаемых деталей и допустимые зазоры и натяги приведены в табл. 1.

Возможные неисправности заднего моста, их причины и способы устранения приведены в табл. П.1 приложения.


1.2. СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ЗАДНЕГО МОСТА


Снимают задние колеса и тормозные барабаны. Отсоединяют тормозной шланг от трубопровода, закрепленного на мосту, заглушив пробками отверстия шланга и трубопровода. Отвернув болты крепления наконечников оболочки троса к щитам тормоза, отсоединяют от рычагов ручного привода колодок концы троса и вынимают из щитов. Отсоединяют тягу регулятора давления от балки моста, а карданный вал от редуктора. Устанавливают под задний мост подставки и отсоединяют штанги подвески и амортизаторы от балки моста. Снимают задний мост.

Установку заднего моста проводят в обратной последовательности. При этом гайки крепления штанг затягивают в соответствии с указаниями раздела "Задняя подвеска". После установки прокачивают тормозную систему, регулируют рабочий и стояночный тормоза и заправляют трансмиссионным маслом 85W-90 редуктор заднего моста.


Таблица 1


Задний мост, сопряжения, размеры, мм

Сопряжения

Отверстие

Вал

Зазор, натяг (+), мм

min

mах

доп.

Подшипники хвостовика

задний

Корпус -

наружное

кольцо

+0,060

0,023

0,025

+0,039

0,021

Внутреннее кольцо -

вал

+0,008

+0,035

Зазор

не до-пуст.


+0,006

+0,033

передний

Корпус - наружное кольцо

+0,007

+0,055

0,010

+0,008

+0,051

Внутреннее кольцо-вал

+0,010

0,013

0,04

+0,011

0,015

Подшипники дифференциала

Корпус-наружное кольцо

+0,005

0,043

0,045

0

0,043

Внутреннее кольцо-корпус

+0,006

+0,037

Зазор не допуст.

+0,005

+0,038


Продолжение табл. 1


Сопряжения

Отверстие

Вал

Зазор, натяг (+), мм

min

mах

доп.

Отверстие в сателлите - ось сателлита

0,032

0,089

0,1

0,032

0,070

Отверстие в коробке дифференциала - ось сателлита

+0,008

0,028

0,07

+0,012

0,026

Отверстие в коробке дифференциала - шестерня полуоси

0,020

0,125

0,2

0,050

0,114

Подшипник полуоси - ось

+0,002

+0,025

Проворачивание не доп.

0

+0,026

Отверстие в балке заднего моста - подшипник полуоси

+0,005

0,043

0,045

+0,002

0,043

Запорная втулка - полуось

+0,087

+0,150

-

+0,09

+0,155



Окончание табл.1


Сопряжения

Отверстие

Вал

Зазор, натяг (+), мм

min

mах

доп.

Паз фланца хвостовика - шлиц хвостовика

В начале

0,022

0,100


В конце

0,068

+0,010

0,020

0,098

0,066

+0,012



1.3. РАЗБОРКА И СБОРКА ЗАДНЕГО МОСТА


Перед разборкой снимают с балки моста трубопровод с тройником тормозной системы, устанавливают мост на стенд для ремонта и сливают масло из картера. Сняв тормозные барабаны, разъединяют задний трос от рычагов привода колодок и снимают трос. Отвертывают гайки крепления щита тормоза, съемником (рис. 2) вынимают полуоси в сборе с маслоотражателем, пластиной крепления подшипника полуоси, подшипником и запорным кольцом. Затем снимают щит тормоза и уплотнительное кольцо. При необходимости замены вынимают сальник из фланца балки моста. Далее выполняют те же операции на другом конце балки, после чего снимают редуктор.

Полуось можно снять без всяких приспособлений, воспользовавшись колесом. Колесо закрепляется на тормозном барабане так, чтобы внутренняя часть диска была обращена наружу. Между конической частью болтов и диском оставляется зазор. Взявшись руками за колесо с ударом выпрессовывается подшипник из гнезда и вынимается полуось. Выпрессовывание без удара, когда болты завернуты без зазора, как правило, не удается. Тем более сомнительны рекомендации по выпрессовыванию полуоси при помощи двух шиномонтажных лопаток (монтировок). Иногда удается легко выпрессовать полуось, воспользовавшись как рычагом металлическим стержнем длиной около 1 м. Горизонтально расположенный рычаг сначала упирается во фланец полуоси с внутренней стороны и тормозную колодку (примерно по середине). При этом способе действуют осторожно, так как опираться приходится через тормозную колодку в тормозной щит, который не закреплен (гайки отвернуты).

Сборка выполняется в последовательности, об­ратной разборке. При этом сальник подшипника полуоси перед установкой покрывают смазкой Литол-24, а резьбу болтов крепления редуктора - герметиком, предварительно обезжирив их и резьбовые отверстия в балке заднего моста. При установке сальника полуоси во фланец балки пользуются оправкой А 70157, пуансон которой имеет наружный диаметр 44 мм, а посадочный поясок под сальник - 29,4 мм. Смазывают графитовой смазкой или смазкой Литол-24 посадочный поясок фланца полуоси под тормозной барабан и поверхность фланца полуоси, соприкасающуюся с барабаном, чтобы при последующей разборке облегчить снятие барабана. Барабан тормоза устанавливают после установки заднего моста на автомобиль и закрепления на рычагах привода стояночного тормоза наконечников троса.


1.4. ПРОВЕРКА И ПРАВКА БАЛКИ ЗАДНЕГО МОСТА


Проверка. Проводится обязательно, если ремонтируется автомобиль, потерпевший аварию. Деформированная балка может стать причиной перегрузок и шума заднего моста. Балку проверяют как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях в следующем порядке. Прикрепляют к каждому концу балки фланец (А. 70172) квадратной формы. Сторона квадрата равна
150 мм и отшлифована. Устанавливают балку фланцами на одинаковые призмы, чтобы поверхность прилегания картера к балке находилась в вертикальной плоскости. Деформацию балки проверяют, приставляя угольник к наружной (рис. 3) и боковой поверхностям фланца (А.70172). Если балка не деформирована, угольник будет прилегать плотно. Деформацию проверяют щупом, если щуп 0,2 мм проходит на каком-либо фланце, балку необходимо выправить. Перпендикулярность поверхности крепления редуктора относительно опорной поверхности фланца
(А. 70172) проверяют при помощи угольника. Щуп 0,2 мм не должен проходить. При деформации, превышающей указанную величину, балку необходимо править.






Рис. 3. Проверка вертикальных деформаций балки заднего моста


Правка. Прикрепляют к каждому концу балки фланцы А.70172, используемые только при правке Балки. Устанавливают балку с фланцами на опору гидравлического пресса 1 так, чтобы концы прижимной траверсы 2 (рис. 4) находились в зоне деформации балки, которая чаще всего бывает на расстоянии 200…300 мм от ее фланцев. Устанавливают стойку 6 с индикатором так, чтобы ножка индикатора упиралась в верхнюю часть боковой поверхности фланца, а стрелка индикатора стояла на делении, равном величине деформации балки, замеренной щупом перед правкой балки.

Установив под балку (в зоне деформации) оградительные упоры 5, правят ее гидравлическим прессом последовательно в горизонтальной и вертикальной плоскостях, контролируя результаты правки щупом по угольнику 4 или по индикатору. Максимальное усилие пресса на месте приложения нагрузки не должно превышать 10 000 кгс, чтобы не произошло чрезмерной деформации сечения кожуха балки. При правильно подобранной опытным путем высоте упора 5 балку можно править без использования угольника или индикатора с последую­щей ее проверкой на отсутствие деформаций. Снимают балку с пресса и проверяют ее, как указано выше, заменив фланцы 3 (А 70172) на проверочные.


Рис 4. Схема правки балки заднего моста:

1 - гидравлический пресс; 2 - прижимная траверса; 3 - фланцы (А.70172);

4 - угольник; 5 - ограничительные упоры;

6 - стойка с индикатором


При отсутствии надлежащего оборудования, как исключение,

допускается правка последовательно каждой стороны, но с обязательной проверкой деформации с обеих сторон.

После выполнения всех правок тщательно промывают балку и проверяют качество швов, герметичность балки, чистоту внутри балки (отсутствие заусенцев, стружки и остатков масла) и чистоту сапуна. Затем балку красят снаружи для предохранения от коррозии.


1.5. ПРОВЕРКА, РАЗБОРКА И СБОРКА ПОЛУОСЕЙ


Проверка технического состояния. Детали, входящие в комплект полуоси, должны удовлетворять следующим требованиям:

- подшипник не должен иметь повреждений и износа, если осевой зазор в нем превышает 0,7 мм, его заменяют;

- стопорное кольцо и подшипник не должны иметь смещений относительно первоначальной посадки, если внутреннее кольцо подшипника проворачивается относительно посадочного пояска полуоси, запорное кольцо заменяют;

- полуось не должна быть деформирована, а посадочные поверхности не должны иметь рисок и повреждений. Биение полуоси, замеренное в центрах на шейке под сальник, не должно превышать 0,08 мм. Перед установкой в центры центровочные отверстия на полуоси тщательно очищают от грязи и ржавчины. Незначительный изгиб стержня полуоси устраняют правкой на прессе. После правки стержня биение торца фланца, замеренного в центрах, не должно превышать 0,05 мм. Если биение торца фланца свыше указанного, но не более 0,08 мм, то допускается его проточка для устранения торцового биения. Уменьшение толщины фланца за счет проточки допускается не более чем на 0,2 мм.

Разборка. Полукольцами приспособления (А.74108/R) 1
(рис. 5) охватывают подшипник и устанавливают полуось 2 вертикально так, чтобы полукольца опирались на упорное кольцо. Ставят полуось под пуансон 3 и прикладывают постепенно возрастающее усилие до снятия запорного кольца подшипника. Это кольцо повторно не используют, а заменяют новым. Проверяют, не имеет ли посадочная поверхность полуоси рисок или повреждений, при необходимости полуось заменяют новой.



Рис 5. Выпрессовка запорного кольца подшипника полуоси:

1 - приспособление (А.74108/R); 2 - полуось; 3 - пуансон пресса

Приспособление (А.74108/R) (рис. 6) состоит из опорного стакана и двух полуколец. Опорный стакан выполнен из трубы, наружный диаметр которой 180 мм, внутренний - 154 мм, а высота - 130 мм. В верхней части стакана проточено гнездо диаметром 155 мм под центрирующий поясок полуколец, высота гнезда 24 мм. Полукольца имеют наружный диаметр 165 мм, переходящий ступенчато в диаметр 155 мм на высоте 15 мм сверху. В полукольцах проточено два гнезда: нижнее диаметром 72 мм под подшипник полуоси и верхнее диаметром 49 мм под упорное кольцо подшипника. Гнезда имеют упорные буртики. Конструктивные параметры приспособления для выпрессовки-запрессовки запорного кольца подшипника полуоси приведены на рис. 6.

Запорную втулку удается довольно легко снять при помощи молотка если ее равномерно по окружности нагреть паяльной лампой (поверхность под сальник не нагревается, закрывается, а потом полируется).

Сборка. Устанавливают вертикально полуось 2 (рис. 7), опирая ее фланцем на кольцо 1,(А.74107/R) приспособления. Устанавливают на полуось предварительно соединенные между собой двумя винтами маслоотражатель подшипника полуоси и пластину 6 крепления с прокладкой, устанавливают подшипник 3 полуоси. Вставляют новое запорное кольцо 5 (конструктивные параметры приведены на рис. 8) в специальную обойму 7
(А.74107/4R), ставят в печь и подогревают кольцо приблизительно до 300 °С с тем, чтобы в момент запрессовки на полуось его температура была 220…240 °С. Запорное кольцо на полуось напрессовывают оправкой 4 (А.74107/2R) на прессе усилием не выше 6000 кгс так, чтобы внутреннее кольцо подшипника оказалось зажатым между запорным кольцом и буртиком полуоси. Выполнив напрессовку, убеждаются, что кольцо не смещается под осевой нагрузкой 2000 кгс. Для этого полуось в сборе устанавливают на приспособление А. 95601/R. (рис. 9), а запорное кольцо 4 зажимают в специальных тисках, приставляют ножку индикатора 1 с ценой деления 0,01 мм к фланцу полуоси 2. После установки стрелки индикатора на ноль прикладывают указанную осевую нагрузку, создавая динамометрическим ключом 3 момент затягивания 8…8,5 кгс·м на винте приспособления. Винт через шарик упирается в торец полуоси. При этом не должно появляться даже самого минимального зазора между запорным кольцом и внутренним кольцом подшипника 5. После снятия нагрузки и при отвертывании винта приспособления стрелка индикатора должна вернуться в нулевое положение; это доказывает, что не произошло никакого сдвига запорного кольца подшипника полуоси. В противном случае необходимо заменить полуось новой.


Рис.6. Приспособление для выпрессовывания и запрессовывания

запорного кольца подшипника полуоси (деталировка)


Рис. 7. Запрессовка запорного кольца подшипника полуоси:

1 - кольцо (А.74107/R) приспособления; 2 - полуось; 3 -подшипник

полуоси; 4 - оправка (А.74107/R); 5 - запорное кольцо;

6 - пластина крепления с прокладкой; 7 - специальная обойма

(А.74107/R)


Рис. 8. Запорное кольцо



Рис 9. Проверка качества напрессовки запорного кольца подшипника полуоси:

1 - индикатор; 2 - полуось; 3 - динамометрический ключ;

4 - запорное кольцо; 5 - подшипник


Замена сальника полуоси. При ремонте или замене полуоси необходимо обратить внимание на сальник. Если сальник пропускал масло (появилось на тормозном щите) или его кромка износилась (цилиндрический поясок более 1 мм), то его необходимо заменить. Установлен сальник в балке заднего моста довольно глубоко, поэтому при его демонтаже нужно не повредить посадочную поверхность. Приспособление для выпрессовывания сальника показано на рис. 10. На этом же рисунке представлена оправка для его запрессования.















.




1.6. ЗАМЕР ОСЕВОГО СВОБОДНОГО ХОДА ПОЛУОСИ

НА АВТОМОБИЛЕ


Для проведения этой операции ослабляют болты крепления задних колес, устанавливают упоры под передние колеса и вывешивают задний мост. Отпускают стояночный тормоз и устанавлива­ют рычаг переключения передач в нейтральное по­ложение, снимают колеса и тормозные барабаны. Закрепляют на полуоси приспособление 02 7834.9504 2 (рис. 11). Пропустив удлинитель ножки индикатора 1 через одно из двух больших отверстий полуоси до упора в щит тормоза или в маслоотражатель, закрепляют индикатор и, прикладывая к фланцу полуоси усилие около 5 кгс в обоих направлениях вдоль оси заднего моста, замеряют свободный ход полуоси, который не должен превышать 0,7 мм.




Рис. 11. Замер осевого люфта полуоси со снятым колесом и тормозным

барабаном:

1 - индикатор; 2 - приспособление 02.7834.9504






2. Порядок выполнения работы (4 часа)


1. Изучить конструкцию заднего моста автомобиля ВАЗ.

2. Составить технологическую схему разборки заднего моста,

указав приспособления, которые необходимо использовать.

3. Редуктор главной передачи изобразить на схеме как сборочную единицу.

4. Разобрать задний мост.

5. Провести контроль, дефектовку деталей моста (балки, полуоси, подшипника, сальника, запорного кольца).

6. Составить технологическую схему сборки заднего моста. Редуктор главной передачи изобразить на схеме как сборочную единицу.

7. Собрать задний мост.

8. Произвести проверку параметров заднего моста в сборе.

9. Составить отчет о проделанной работе.


Приложение

Таблица П1


Причины неисправностей

Способы устранения

Повышенный шум со стороны задних колес

Ослабление крепления колеса

Износ или разрушение шарикового подшипника полуоси

Затянуть болты крепления

Заменить подшипник

Постоянный повышенный шум при работе заднего моста

Деформация балки заднего моста

Недопустимое биение полуосей вследствие деформации


Износ шлицевого соединений полуосей с полуосевыми шестернями


Неправильная регулировка, повреждение или износ шестерен или подшипников редуктора


Недостаточное количество масла

Выправить балку

Выправить полуоси; если они значительно повреждены, заменить новыми

Заменить изношенные или поврежденные детали


Определить неисправность и отремонтировать редуктор


Восстановить уровень масла и проверить, нет ли утечки через уплотнения или в балке заднего моста

Шум при разгоне автомобиля


Износ или неправильная регулировка подшипников дифференциала

Неправильная регулировка зацепления шестерен главной передачи при ремонте редуктора

Повреждение подшипников полуоси

Недостаточное количество масла


Снять редуктор, отремонтировать с заменой поврежденных деталей

Отрегулировать зацепление



Заменить подшипники


См. ранее

Шум при разгоне и торможении автомобиля двигателем

Износ или разрушение подшипников ведущей шестерни


Неправильный боковой зазор между зубьями шестерен главной передачи


Заменить поврежденные детали



Проверить шестерни, при необходимости заменить их; восстановить нормальный боковой зазор между зубьями шестерен


Окончание табл. П1


Причины неисправностей

Способы устранения

Шум при движении на повороте

Тугое вращение сателлитов на оси


Задиры на рабочей поверхности оси сателлитов




Заедание шестерен полуосей в коробке дифференциала







Неправильный зазор между зубьями шестерен дифференциала

Повреждение подшипников полуосей

Заменить поврежденные или изношенные детали


Небольшую шероховатость зачистить шлифовальной шкуркой; при невозможности устранить дефект - заменить ось сателлитов


При незначительных повреждениях шестерен и сопряженных поверхностей в коробке дифференциала зачистить их шлифовальной шкуркой;

поврежденные детали заменить новыми


Отрегулировать зазор


Заменить подшипники

Стук в начале движения автомобиля

Увеличенный зазор в шлицевом соединении вала ведущей шестерни с фланцем

Увеличенный зазор в зацеплении шестерен главной передачи

Износ отверстия под ось сателлитов в коробке дифференциала

Ослабление болтов крепления штанг задней подвески

Заменить фланец и шестерни главной передачи


Отрегулировать зазор


Заменить коробку дифференциала


Затянуть болты

Утечка масла

Износ или повреждение сальника ведущей шестерни

Износ сальника полуоси, определяемый по замасливанию тормозных щитов, барабанов и колодок

Ослабление болтов крепления картера

редуктора заднего моста

Повреждение уплотнительных прокладок

Заменить сальник


Проверить биение полуоси, прогиб балки; выправить или заменить поврежденные детали. Заменить сальник


Затянуть болты


Заменить прокладки




скачать файл | источник
просмотреть