veciy.ru

24.09.17
[1]
переходы:29

скачать файл
Районная (городская) олимпиада по географии 2009 г

Районная (городская) олимпиада по географии 2009 г.

11 класс


Инструкция к выполнению.

Олимпиадные задания состоят из трёх частей, каждая из которых имеет свои особенности при выполнении. Первая часть - это письменно-теоретический тур, вторая часть - это комплексный тестовый тур, третья часть - тур на местности (местность вы должны себе представить, по предлагаемой топографической карте).

Письменно-теоретический тур состоит из 3 частей, каждая из которых посвящена определённой теме. Часть 1 посвящена теме «Современное мировое хозяйство». Часть 2 посвящена теме «Ледники мира». Часть 3 посвящена теме «Природа Беларуси». В каждой части вам необходимо выполнить ряд заданий, т.е. подробно ответить на предложенные вопросы, в некоторых заданиях выполнить схематические рисунки, заполнить контурную карту. Полный и качественный ответ оценивается в 160 баллов. Время, которое отводится на этот тур - 1,5 часа.

Второй тур представлен комплексным тестом, который состоит из трёх видов тестов. Часть этих тестов представлена тестами с выбором ответа (нужно выбрать 1 или несколько верных ответов). Другая часть - это тесты, ответ на которые вам нужно найти самостоятельно. Третья часть тестов - это тесты-изображения, работая с которыми вы должны определить, что изображено, и записать ответ. Максимальное количество баллов, которое можно набрать в этом туре - 21 балл. Время выполнения - 0,5 часа

Третий тур - это практический тур с использованием топографической карты. Задания этого тура связаны с умением «читать» карту и использовать свои знания и умения в практической ситуации, уметь строить виртуальные прогнозы и объяснять свои действия. Здесь вы должны продемонстрировать своё географическое мышление, умение использовать в реальной ситуации причинно-логические связи. На этот тур отводится 2 часа. Максимальное количество баллов - 100.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель председателя областного оргкомитета республиканской олимпиады,

первый заместитель начальника управления образования

Витебского облисполкома

Л.М.Степанов


22“ октября 2010 года

1. Письменно-теоретический тур.

Часть 1. «Современное мировое хозяйство и НТР »

(35 баллов)

1.Найдите соответствие между понятием и определением (10 баллов):

  1. Уровень затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на выпуск продукции

  2. Комплексный научно-производственный центр, разрабатывающий инновационные технологии и наукоёмкие производства.

  3. Развитие очень глубоких и устойчивых взаимосвязей между странами и проведение ими согласованной политики.

  4. Коренной качественный скачок в развитии производительных сил общества, когда наука становится основной производительной силой.

  5. Всемирная компьютерная телекоммуникационная система.

  6. Отрасль экономики страны, ориентирующаяся на экспорт продукции.

  7. Специализация отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и обмене ими.

  8. Международная компания, объединяющая предприятия, расположенные в разных странах.

  9. Наука об управлении, связи и информации.

10.Система взаимосвязанных национальных хозяйств, базирующихся на МГРТ.

  1. Интернет

  2. Кибернетика

  3. МГРТ

  4. Международная интеграция

  5. Мировое хозяйство

  6. наукоёмкость

  7. НТР

  8. Отрасль международной специализации

  9. технополис

  10. ТНК



2. Определите, к какому пути развития техники и технологии относятся указанные изобретения и решения (5 баллов).


  1. Конструкционные материалы, с заранее заданными свойствами

  2. Лазерная обработка металлов.

  3. Мартеновские печи большого объёма.

  4. Оптико-волоконная связь.

  5. Сверхглубокое бурение нефтяных скважин.

  6. Сверхскоростные железнодорожные составы.

  7. Супертанкеры большой грузоподъёмностью.

  8. Электронные микропроцессоры.

а) эволюционный путь;

б) революционный путь.

3. Объясните, что такое «авангардная промышленная тройка», откуда взялся этот термин. Назовите, какие из указанных отраслей промышленности относятся к «авангардной тройке» современного мирового хозяйства (10 баллов).

  • Лёгкая промышленность.

  • Машиностроение.

  • Нефтеперерабатывающая промышленность.

  • Пищевая промышленность.

  • Химическая промышленность.

  • Цветная металлургия.

  • Чёрная металлургия.

  • Электроэнергетика.

Является ли «авангардная тройка» фиксированным образованием. Почему?

4.Подберите пару, определив, какие факторы оказались решающими при формировании данных промышленных районов (5 баллов).

  1. Производство автомобилей в Поволжье.

  2. Производство удобрений на юге Канады.

  3. Роботостроение в Силиконовой долине.

  4. Добыча нефти в Северном море.

  5. Производство черновой меди в развивающихся странах.

  6. Добыча нефти в районе Удокана (БАМ - Россия).

  7. Производство ткани в Подмосковье.

  1. ЭГП.

  2. природно-ресурсный.

  3. транспортный.

  4. трудовых ресурсов.

  5. научного потенциала.

  6. экологический.

  7. потребительский.

5.Подберите пару из городов одной страны: столица - экономический центр (5 баллов).

1. Абуджа а) Алматы 6.Исламабад е) Милан

2. Анкара б) Калькутта 7.Канберра ж) Монреаль

3. Астана в) Карачи 8. Оттава з) Сан-Паулу

4. Бразилиа г) Касабланка 9. Рабат и) Сидней

5. Дели д) Лагос 10. Рим к) Стамбул




Часть 2. «Ледники мира». (50 баллов)

Прочитайте внимательно текст:

Ледники образуются в таких местах, где снега выпадает больше, чем успевает растаять. Такие территории размещаются по планете, конечно же, неравномерно. Например, в наших широтах весь выпавший в холодное время года снег растаивает полностью.

На территориях, где постоянно холодно выпадают твёрдые атмосферные осадки - снег. Каждый новый слой снега выпадает на выпавший ранее, и поэтому нижний слой под весом свежевыпавшего начинает уплотняться и спрессовываться. Он становится более плотным. И чем больше слоёв на него давит, тем сильнее он уплотняется. Процесс образования ледников очень долгий.

Ответьте на вопросы:

  1. Какими картами вы бы воспользовались, чтобы охарактеризовать географию распространения ледников по планете? (10 баллов)

  2. Возможно ли на широте Беларуси образование ледников? (10 баллов)

  3. Какие виды ледников вы знаете? Сравните их, в чём их сходство и различие?(15 баллов)

  4. Как и почему в горах образуются лавины? В чём их опасность? Существует ли возможность бороться с этим природным явлением? (15 баллов)




Часть 3. «Природа Беларуси» (75 баллов)

  1. (20 баллов). Учащиеся разных городов Беларуси проводили наблюдения за погодой. Они вели наблюдения за изменениями температуры в январе и июле, осадками и все эти данные они заносили в таблицу:

Пункт наблюдений

Географические координаты пункта наблюдений

Высота над уровнем моря в м

Средняя температура воздуха

Среднее количество осадков в мм

январь

июль

Витебск

55°с.ш. 30°в.д.

150

-4,5

+12

700

Гродно

54°с.ш. 24°в.д.

50

-2,5

+12,5

600

Бобруйск

53 с.ш. 29°в.д.

150

-3,5

+13

700

Барановичи

53°с.ш. 25°в.д.

200

-2,5

+13

750

Затем учащиеся обменялись таблицами и составили описание погоды, сделав определённые выводы. Однако выводы у школьников получились разными. Определите, кто из них был прав, а кто ошибался, и объясните ход своих рассуждений.

Выводы:

  1. Витебские школьники: Летние температуры в Беларуси увеличиваются с севера на юг;

  2. Гродненские школьники: Чем восточнее, тем больше выпадает осадков;

  3. Бобруйские школьники: Количество выпадающих осадков зависит от высоты места над уровнем мирового океана;

  4. Барановичские школьники: Изменение январских температур на территории Беларуси не имеет никаких закономерностей.

  1. Нанесите на контурную карту следующие географические объекты (20 баллов):

    1. Самое большое озеро РБ.

    2. Реку, не которой в 1812 году была разгромлена армия Наполеона.

    3. Реки, которые соединяет Днепровско-Бугский канал.

    4. Возвышенность, в пределах которой расположены три высочайшие точки Беларуси.

    5. Самое глубокое озеро Беларуси.

    6. Самый северный город Беларуси.

    7. Город, в котором в 1809 году была открыта первая метеорологическая станция.

    8. Центр Беларуси.

    9. Самый западный областной центр.

    10. Город, в котором была зафиксирована самая низкая температура за всю историю наблюдения.

  2. Перечислите реки РБ, общая длина которых превышает 500 км (5 баллов).

  3. Назовите почвообразовательные процессы и как они влияют на образования основных типов почв на территории Беларуси (10 баллов).

  4. В устье какой реки Западной Двины или Днепра количество биомассы будет больше? Почему? Ответ обоснуйте (20 баллов).



2. Комплексный тестовый тур (21 балл).

  1. В каком месте человек находится ближе всего к центру Земли:

    1. На экваторе;

    2. На северном полюсе;

    3. На южном полюсе;

    4. На дне Мёртвого моря.

  2. Впервые шарообразность Земли была доказана:

а) экспедицией Колумба;

б) наблюдениями и выводами Аристотеля;

в) фотографиями из космоса;

г) экспедицией Магеллана.

  1. Самый длинный день бывает в:

а) умеренных широтах;

б) полярных широтах;

в) экваториальных широтах;

г) тропических широтах.

  1. . Страной-лидером по площади пастбищ является:

    1. Австралия;

    2. Казахстан;

    3. Бразилия;

    4. Монголия.

  2. Кому принадлежит выражение: «Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее срубленное дерево будет означать её конец»:

    1. А.Е. Ферсману

    2. Л.С. Бергу

    3. А. Гумбольдту

    4. Н.Н.Баранскому.

  3. Какие природные зоны занимают значительную часть австралийского материка:

    1. саванны и полупустыни

    2. саванны и вечнозелёные леса

    3. широколиственные леса и степи

    4. степи и пустыни

  4. Догадайтесь, почему эти страны объединены в группу и выберите лишнюю:

а) Испания

б) Болгария

в) Италия

г) Греция

д) Тунис

е) Алжир

ж) Турция

з) АРЕ

и) Израиль

к) Франция.

  1. .В каких странах в сельском хозяйстве преобладает растениеводство: 1)Дания

2)Новая Зеландия

3)Индия

4)Филлипины

5)ЮАР.

  1. Какая причина ведёт к филиализации автомобильных заводов?

а) понижение качества товара;

б) выпуск стандартной продукции;

в) НТР;

г) развитие специализации и кооперации.

  1. Объединение территориально связанных фаций образуют:

а)почву;

б)геосистему;

в)природу;

г)урочище.

  1. Эту страну с материков соединяет Адамов мост.

  2. Как называется моросящий дождь и роса в пустыне Атакама?

  3. Страна называется «Потомки 40 девушек».

  4. Назовите «золотой штат» США.

  5. Раздвоение реки, когда притоки относятся к разным речным системам

По предложенным изображениям определите:

  1. Природный объект на дне Мирового океана





_________________________






17. Природный объект









__________________________



18. Природный объект






____________________






19. Природный объект





____________________________








20.Природное явление


______________________________











21. Объект и страна






___________________________________










3 тур.

Проект на основе анализа карты.

(100 баллов)

Внимательно рассмотри предложенную карту и выполни задания.

Поселение Сидорово испытывает большую потребность в электроэнергии. Поэтому было принято решение в окрестностях Сидорово построить мини-ГЭС. Карта имеет масштаб 1:10 000

Задание 1. Предложите несколько вариантов оптимального размещения мини-ГЭС, нанесите их на карту. Обоснуйте свой выбор (назовите положительные и отрицательные моменты вашего выбора).

Задание 2. Спрогнозируйте, как изменится данная территория, когда данный хозяйственный объект будет введён в действие.

Какие объекты культурного, спортивного и рекреационного назначения можно здесь разместить, для использования возможностей, которые появятся, когда мини-ГЭС начнёт функционировать.

10


скачать файл | источник
просмотреть