veciy.ru

17.08.17
[1]
переходы:33

скачать файл
Время выполнения


Департамент образования Ярославской области

Центр образования школьников «Олимп»

Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года


История, 7 класс, муниципальный этап

Время выполнения - 90 минут.


Автор-составитель:

Обнорская Нина Владимировна,

старший преподаватель кафедры средневековой и новой отечественной истории исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова, кандидат исторических наук



Историческая хронология


  1. Произведите хронологические расчеты. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат.

Год, под которым впервые упоминается Ростов Великий + Год смерти Василия III - Разгром войск Тохтамыша Тимуром + поход хана Большой орды Ахмата на Русь - Строительство белокаменного московского кремля + 110 = Х

Назовите событие, которое произошло в год Х.


  1. Расположите события XIII века в хронологической последовательности, начиная с более раннего:

Ледовое побоище, смерть Чингисхана, битва на Липице, отравление и смерть в Каракоруме великого князя Ярослава Всеволодовича, Дюденева рать, битва на Туговой горе под Ярославлем.


  1. Что из перечисленного не произошло в XV веке.

- постройка кирпичных стен Московского кремля;

- смерть Василия I;

- поход хана Тохтамыша на Москву;

- Грюнвальдская битва;

- присоединение Ярославского княжества к московским владениям;

- создание независимого Крымского ханства;

- присоединение Пскова к Русскому государству.



Историческая личность


  1. Заполните пропуски в генеалогическом древе:


(смотри следующую страницу)

















Ярослав Мудрый





Изяслав __1)______________ Всеволод



Святополк Олег Черниговский __2)______________





Мстислав Великий Юрий Долгорукий





Андрей Боголюбский __3)_________________




Константин _4)______________ Ярослав Святослав



  1. Назовите современников Всеволода Большое Гнездо:

Игорь Святославич Новгород-Северский

Ричард Львиное Сердце

Александр Невский

Вильгельм I Завоеватель

Ярослав Владимирович Осмомысл

Фридрих Барбаросса


  1. О ком идет речь?

Он - один из наиболее ярких правителей Руси периода раздробленности. Он остался в раннем детстве без отца, погибшего в битве с поляками. Начавшаяся в княжестве борьба за власть и интриги боярства вынудили его мать с детьми покинуть княжество. Став взрослым, он вокняжился сначала в одной части ранее объединенного его отцом княжества, а позже сумел восстановить единство этих земель. Все свое правление боролся с боярством. Участник битвы на Калке. Воевал с поляками и венграми. Пытался вести независимую от татар политику. К концу жизни получил королевский титул.


История культуры


  1. Соотнесите постройку и город, где она находится. Занесите ответ в таблицу.





















2)


3)















4

4)


5)

Города: А) Углич

Б) Великий Новгород

В) Киев

Г) Москва

Д) Переславль-Залесский

Е) Владимир


1

2

3

4

5







  1. Укажите названия отмеченных цифрами частей и строительных элементов храма.




  1. Соотнесите живописцев и храмы, в которых они расписывали фресками стены. Результаты занесите в таблицу.

Живописцы:

А) Андрей Рублев;

Б) Дионисий;

В) Феофан Грек.



Храмы:

  1. Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде;

  2. Пятницкая церковь в Чернигове;

  3. Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре;

  4. Успенский собор во Владимире.


А

Б

В







Работа с картой


  1. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы:



А) схема какого сражения изображена;

Б) когда оно произошло;

В) кто противостоял русскому войску.


Историческое краеведение


  1. А) Какой народ встретили славяне, придя на территорию современной Ярославской области?

Б) К какой языковой группе относится язык этого народа?

В) Около каких современных городов Ярославской области находились племенные центры этого народа?



  1. А) Кто из упоминаемых в былинах богатырей был нашим земляком?

Б) С каким городом связывают его происхождение?

В) При каких обстоятельствах закончил жизнь прототип этого былинного богатыря?



Департамент образования Ярославской области

Центр образования школьников «Олимп»

Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года


История, 8 класс, муниципальный этап

Время выполнения - 90 минут.


Автор-составитель:

Обнорская Нина Владимировна,

старший преподаватель кафедры средневековой и новой отечественной истории исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова, кандидат исторических наук


Историческая хронология


  1. Произведите хронологические расчеты. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат.

Кючук-Кайнарджийский мирный договор + падение Избранной Рады - отмена местничества + Деулинское перемирие - свержение и арест Бирона = Х

Назовите событие, которое произошло в год Х.


  1. Расположите события второй половины XVII века в хронологической последовательности, начиная с более раннего:

Андрусовское перемирие, начало царствования Федора Алексеевича, окончание восстания под предводительством Степана Разина, основания славяно - греко - латинской академии, Переяславская рада, Медный бунт.


  1. Что из перечисленного не произошло в период правления Екатерины II.

- ликвидация на Украине гетманства;

- отмена внутренних таможен;

- чумной бунт в Москве;

- гибель Ивана VI;

- введение бумажных денег - ассигнаций;

- основание Московского университета;

- присоединение территории Крымского ханства к России.


Историческая личность


  1. Первым царем, занявшим российский трон не по праву наследования, а в результате избрания на царство, был


1)

Василий Шуйский

2)

Лжедмитрий I

3)

Борис Годунов

4)

Михаил Романов


  1. О ком идет речь?

Этот человек родился на севере России (по одной из версий - в Великом Устюге). По примеру многих земляков он уходит в Сибирь и записывается здесь в казаки. Служил в Тобольске, Енисейске, Якутске и др. Участвовал в приведении к покорности местные племена, собирал ясак. Во время промысловой экспедиции его судно обогнуло Чукотский полуостров, за 80 лет до Беринга пройдя по проливу, отделяющему Чукотку то Аляски. Исследовал течение реки Анадырь. Его именем назван мыс - крайняя северо-восточная оконечность Евразии.



  1. Определите, о ком идет речь?

Он - русский военный деятель, адмирал (1695). Выходец из Швейцарии, из купеческой семьи, начал службу во французской и нидерландской армиях. В 1675 приехал в Россию и в 1678 поступил на военную службу в чине капитана. Участвовал в русско-турецкой войне 1676 - 1681 и Крымских походах 1687 и 1689. В 1689 (или 1690) сблизился с Петром I, что способствовало его быстрой карьере. Сначала он принимал участие во всех делах, предпринимаемых молодым Петром: командовал полком в показательных сухопутных сражениях под Москвой и кораблем «Марс» во время морских учений на Переяславском озере. Во время Азовских походов 1695—96 командовал русским флотом. Вместе с Ф. А. Головиным и П. Б. Возницыным возглавлял Великое посольство — русскую дипломатическую миссию в Западную Европу. Умер в 1699 году. Говорят, что узнав о его смерти, Петр воскликнул: «На кого мне теперь положиться? Он один был верен мне!».


История культуры



  1. Какие из представленных на рисунках зданий возведены в стиле барокко?










  1. По какому принципу построен ряд и кто в нем лишний?

Лосенко, Рокотов, Державин, Боровиковский, Аргунов, Антропов.


Работа с источником


  1. Прочтите выдержку из документа и ответьте на вопросы:

1. Как называется этот документ?

2. Когда он был составлен?

3. Кто подписал данный документ?


«…Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.

4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины как русских, так и иноземцев без совету Верховного тайного совета не производить.

8) Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать.

А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то
лишена буду короны российской».


Историческое краеведение


  1. Соотнесите купцов - заказчиков с построенными на их средства ярославскими храмами. Результаты занесите в таблицу.

Храмы:

А) - церковь Ильи Пророка;

Б) - церковь Рождества Христова;

В) - церковь Николы Надеина;

Г) церковь Петра и Павла за Которослью;

Д) - церковь Богоявления.



Купцы:

1) - Алексей Зубчанинов;

2) - Епифаний Светешников;

3) - Аникей и Нифантей Скрипины;

4) - Григорий Никитников;

5) - Иван Затрапезнов;

6) - Гурьевы-Назарьевы.



А

Б

В

Г

Д








  1. О ком идет речь? Какой градостроительный объект по своему названию до сих пор напоминает о хозяине двора, в котором проживала упоминаемая в задании личность?

Этот фаворит одной из российских императриц 19 лет прожил в ссылке в Ярославле.


Департамент образования Ярославской области

Центр образования школьников «Олимп»

Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года


История, 9 класс, муниципальный этап

Время выполнения - 3 часа.


Автор-составитель:

Обнорская Нина Владимировна,

старший преподаватель кафедры средневековой и новой отечественной истории исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова, кандидат исторических наук


Историческая хронология


  1. Произведите хронологические расчеты. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат, и ответьте на вопрос «Какая из реформ Александра II была проведена в год Х?».

Создание в Женеве русской секции Интернационала + «битва народов» под Лейпцигом - восстание Семеновского полка + введение всеобщей воинской повинности - продажа Россией Аляски = Х


  1. Расположите события царствования Александра Первого в хронологической последовательности, начиная с более раннего:

Подписание Четверного трактата Россией, Австрией, Англией и Пруссией; учреждение министерств; начало Кавказской войны; битва при Прейсиш - Эйлау; окончание первого российского кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского; принятие на Аахенском конгрессе Франции в состав Священного союза.


  1. По какому принципу построен ряд и какая дата лишняя?

1801, 1825, 1832, 1855, 1881, 1894.


Историческая личность


  1. К западникам не относился:


1)

Т.Н. Грановский

2)

И.В. Киреевский

3)

К.Д. Кавелин

4)

Н.В. Станкевич


  1. Определите, о ком идет речь?

Родился в дворянской семье. Получил военное образование. Служил в артиллерии. Уйдя в отставку, поселился в Москве. Вошел в кружок Станкевича. Познакомился с Герценом, Огаревым. С 1840 года жил за границей, изучал немецкую философию. Устанавливает связи с революционерами - радикалами. Проживая в Париже лично знакомится с Марксом. Участник Французской революции 1848 года и других революционных выступлений в странах Европы в этот период. После ареста в 1851 году был выдан царскому правительству, попал в заключение, а потом был сослан в Сибирь. В 1861 году через Японию и США бежал в Англию. Стал одним из издателей «Колокола». Оставшуюся часть жизни он посвятил составлению программ и памфлетов, а также организации тайных обществ. Он жил сначала в Лондоне, затем в Италии и наконец в Швейцарии, где участвовал в издании 1-го номера журнала «Народное дело», но потом вышел из редакции. Он поссорился с Герценом, взгляды которого представлялись ему теперь слишком умеренными, и сблизился с революционером-радикалом С.Г.Нечаевым. В этот период он становится признанным теоретиком анархизма. После возобновления отношений с К.Марксом присоединился в 1864 к Международному товариществу рабочих (1-му Интернационалу). Вскоре его последователи уже составляли значительную фракцию в 1-м Интернационале и в конце концов выступили против марксистов. Он попытался организовать тайное общество в рамках Интернационала, за что был исключен из этой организации на Гаагском конгрессе 1872. Среди его книг одна из самых значимых - Государственность и анархия, оказавшая влияние на революционное движение в России. Он оставил после себя заметные группы последователей в Германии, Великобритании, а особенно в Италии и Испании, где анархистское движение проявляло активность еще несколько десятилетий после его смерти (1876). Его идеи оказали воздействие на программу и тактику народничества в России в 1870-х годах («Земля и воля»).


  1. Кому принадлежит фраза:

«Нет сомнения, что крепостное право … есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы делом еще более гибельным».


История культуры


  1. Кто авторы помещенных ниже картин? По какому принципу подобран ряд авторов? Кто в этом ряду лишний?


1)


2)




3)


4)


5)







6)


Работа с источником


  1. Прочтите выдержки из документа и ответьте на вопросы:

- Как называется этот документ?

- В каком году он был написан?

- Что он собой ознаменовал?

«СТАТЬЯ I

Со дня размена ратификаций настоящего трактата, быть на вечные времена миру и дружеству между е.в. императором всероссийским с одной, и е.в. императором французов, ее в. королевой Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, е.в. королем сардинским и е.и.в. султаном - с другой стороны, между их наследниками и преемниками, государствами и подданными.

СТАТЬЯ II

Вследствие счастливого восстановления мира между их величествами, земли, во время войны завоеванные и занятые их войсками, будут ими очищены.

О порядке выступления войск, которое должно быть учинено в скорейшее по возможности время, постановлены будут особые условия…

СТАТЬЯ VII

Е.в. император всероссийский, е.в. император австрийский, е.в. император французов, ее в. королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, е.в. король прусский и е.в. король сардинский объявляют, что Блистательная Порта признается участвующею в выгодах общего права и союза держав европейских. Их величества обязуются, каждый со своей стороны, уважать независимость и целость империи оттоманской, обеспечивают совокупным своим ручательством точное соблюдение сего обязательства и вследствие того будут почитать всякое в нарушение оного действие вопросом, касающимся общих прав и пользы...

СТАТЬЯ XI

Черное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам, как прибрежных, так и всех прочих держав, с теми токмо исключениями, о коих постановляется в статьях ...

СТАТЬЯ XIII

Вследствие объявления Черного моря нейтральным на основании статьи XI, не может быть нужно содержание или учреждение военноморских на берегах оного арсеналов, как не имеющих уже цели, а посему е.в. император всероссийский и е.и.в. султан обязуются не заводить и не оставлять на сих берегах никакого военноморского арсенала.




СТАТЬЯ XIV

Их величествами императором всероссийским и султаном заключена особая конвенция, определяющая число и силы легких судов, которые они предоставляют себе содержать в Черном море для нужных по прибрежию распоряжений. ..

СТАТЬЯ XV

Договаривающиеся стороны, с взаимного согласия, постановляют, что правила, определенные Актом Конгресса Венского для судоходства по рекам, разделяющим разные владения или протекающим чрез оные, будут впредь применяемы вполне к Дунаю и устьям его. Они объявляют, что сие постановление отныне признается принадлежащим к общему народному европейскому праву и утверждается их взаимным ручательством.

Судоходство по Дунаю не будет подлежать никаким затруднениям и пошлинам, кроме тех, которые именно определяются нижеследующими статьями. Вследствие сего не будет взимаемо никакой платы собственно за самое судоходство по реке и никакой пошлины с товаров, составляющих груз судов. Правила полицейские и карантинные, нужные для безопасности государств прибрежных сей реке, должны быть составлены таким образом, чтобы оные сколь можно более благоприятствовали движению судов. Кроме сих правил, свободному судоходству не будет постановляемо никакого рода препятствий…

СТАТЬЯ XXII

Княжества Валахское и Молдавское будут, под верховной властью Порты и при ручательстве договаривающихся держав, пользоваться преимуществами и льготами, коими пользуются ныне. Ни которой из ручающихся держав не предоставляется исключительного над оными покровительства. Не допускается никакое особое право вмешательства во внутренние дела их…

СТАТЬЯ XXVIII

Княжество сербское остается, как прежде, под верховной властью Блистательной Порты, согласно с императорскими Хати-Шерифами, утверждающими и определяющими права и преимущества оного при общем совокупном ручательстве договаривающихся держав.

Вследствие сего, означенное Княжество сохранит свое независимое и национальное управление и полную свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства».


Историческое краеведение


  1. Соотнесите ярославских купцов с видом их коммерческой деятельности. Результаты занесите в таблицу.

Купцы:

А) Пастухов;

Б) Оловянишников;

В) Сорокин;

Г) И.А. Вахромеев;

Д) Дунаев.



Деятельность:

1) производство свинцовых белил;

2) содержание мукомольной мельницы и торговля хлебом;

3) торговля иностранными винами;

4) торговля железом;

5) производство колоколов;

6) содержание табачной фабрики.



А

Б

В

Г

Д







  1. Автор стихотворения, выдержка из которого приводится ниже, наш земляк, родившийся в крестьянской семье в Угличском уезде. Назовите его имя.


Вот моя деревня:

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;


Вот свернулись санки,

И я на бок - хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.


Темы сочинений - эссе (одна тема на выбор)


  1. Историческая роль варягов несравненно меньше, чем роль печенегов или половцев, действительно влиявших на развитие Руси на протяжении четырех веков. Поэтому жизнь только одного поколения русских людей, терпевших участие варягов в управлении Киевом и несколькими другими городами, не представляется исторически важным периодом. (Б.А. Рыбаков)


  1. В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем… Ему посчастливилось войти в историю с прозвищем Мудрый - пожалуй, наиболее лестным и почетным для любого государственного мужа. (А.М. Карпов)


  1. XVII век - это эпоха народных мятежей в нашей истории… В этих мятежах резко вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом. (В.О. Ключевский)


  1. Век XVII дал Петру «материал», без которого он не сумел бы и шага сделать вперед. (И.Л. Андреев)


  1. Елизавета своей популярностью обязана ужасам времен Анны. (В.О. Ключевский)


  1. Для оценки события важен не день 14 декабря, а сами декабристы. Их влияние началось раньше этого злополучного дня и продолжалось долго после него... (В. Ключевский)


  1. Отмена» крепостного права представляет собой, вероятно… единственный в своем роде пример социального переустройства под руководством государства в новой европейской политике. (Т. Эмменс)


  1. Пожалуй, ни одному смертному до Ленина не удавалось настолько преобразить облик России, как, впрочем, и всего мира. След, оставленный им в мировой истории, неизмеримо ощутимей наследия, скажем, Александра Македонского, Тамерлана или Наполеона - он один сумел изменить ход истории. (Р. Пейн)


  1. Столкновение между регулярными частями Красной и Белой армий являлось лишь фасадом гражданской войны. Между тем, победа той или иной стороны зависела, прежде всего, от сочувствия и поддержки крестьянства. (А. Данилов)


  1. Он (Сталин) принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой. (У. Черчилль)


  1. После событий в Венгрии (1956 г.) идея обеспечения мира «с позиции силы» стала доминирующей в советской внешней политике, а дальнейшей либерализации советского общества был положен конец. (В.А. Шестаков)


  1. Мы… считали, что наша работа [создание атомного оружия] абсолютно необходима как способ достижения равновесия в мире. (А.Д. Сахаров)



При оценивании сочинения-эссе учитываются следующие критерии:

1. Знание исторических фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание историографии проблемы, мнений историков.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.


Департамент образования Ярославской области

Центр образования школьников «Олимп»

Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года


История, 10 класс, муниципальный этап

Время выполнения - 3 часа.


Автор-составитель:

Спиридонова Елена Владиславовна,

доцент кафедры всеобщей истории исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова, кандидат исторических наук


Историческая хронология


  1. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какие события отечественной истории произошло в год X?

Ситская битва + восстание декабристов + отмена крепостного права + ХХ съезд КПСС) : 5 + 4 = X


  1. Расположите события гражданской войны в хронологической последовательности.

1) падение Врангеля;

2) созыв Учредительного собрания;

3) разгром армии Колчака;

4) восстание Чехословацкого корпуса;

5) Корниловский мятеж;

6) Белогвардейский мятеж в Ярославле


  1. Какое из названных событий не произошло в годы правления Петра I:

1) Россия стала империей;

2) Принятие Соборного уложения;

3) Созыв Уложенной комиссии;

4) Полтавская битва;

5) «Великое посольство»

7) Указ о единонаследии;

8) введение винной монополии для дворян


Историческая личность


  1. В исторической лексике есть слова, образованные от имен и фамилий людей, по разным причинным вошедших в историю. Перед вами один из таких терминов - «бироновщина».

Укажите:

1) краткое определение термина;

2) период, с которым связано появление данного термина;

3) обстоятельства, при которых данный термин появился.


  1. О каком историческом деятеле идет речь?

Родился в крестьянской семье в деревне Стрелковка Калужской губернии, учился сначала в церковно-приходской школе, а потом скорняжному делу у мастера. Принимал участие в боях первой мировой войны, в августе 1918 г. вступил добровольцем в Красную армию. Участвовал в гражданской войне, в боевых действиях против японцев у Халхин-Гола. В 1939 г. получил звание Героя Советского Союза. Участвовал в крупнейших операциях Великой Отечественной войны (битва за Москву, битва за Берлин).


  1. Объясните, по какому принципу образован ряд.

А. И. Гучков, М. В. Родзянко, С. А. Муромцев, Н. А. Хомяков.


  1. Кто из перечисленных исторических деятелей был современником реформ патриарха Никона?

Андрей Курбский, Карл II Стюарт, Малюта Скуратов, Емельян Пугачев,

Жан-Батист Мольер, Богдан Хмельницкий, Анна Австрийская, Генрих IV Бурбон,

Исаак Ньютон


  1. Соотнесите сказанное с именами русских императоров.

  1. Если его предшественник на троне только замышлял устройство воен­ных поселений, то он решительно ввел их.

  2. В годы его правления в результате кодификации был составлен пятна­дцатитомный Свод законов Российской империи.

  3. В день своей коронации издал указ о престолонаследии, который по­ложил конец свободному назначению государем своего наследника.

  4. Он надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления.

  5. В своем манифесте на восшествие на престол он писал, что ступает на него: «с верой в силу и истину самодержавной власти». После этого ушли в отставку два министра столь успешно действовавшие в правительстве его отца.

  6. Он разрешил старообрядцам публично отправлять богослужение и иметь свои церкви.

7. Удалив от власти этого временщика, он сделал уступку общественному мнению, но он не собирался строить свою политику, исходя из обществен­ных запросов. Напротив, он хотел взять под контроль общественное мнение, а затем и внедрить в него свои взгляды.

8. Именно при нем на должность министра финансов был назначен С.Ю. Витте.


История культуры


  1. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы:

1. Что изображено на рисунке?

2. В какой стране расположен памятник архитектуры?

3. Когда он был построен?

4. Что Вам о нем известно?




  1. Перед Вами один из знаменитых плакатов творческого союза художников. Укажите, как назывался этот союз, назовите фамилии ху­дожников, входивших в него, и какому событию Великой Отечественной войны посвящен этот плакат: «Потеряла я колечко».



  1. Иноземный гость, посетив Москву в 1819 г., мог бы:

  1. Посетить Московский университет;

  2. посетить Третьяковскую галерею;

  3. полюбоваться памятником Минину и Пожарскому;

  4. послушать литургию в Храме Христа Спасителя;

  5. закупить товары в ГУМе;

  6. пройтись по магазинам Кузнецкого моста;

  7. купить сочинения И.А. Крылова.


Работа с источником


  1. Прочитайте отрывок из документа:

«Озабочившись улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, предстающих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат…».

Ответьте на вопросы:

1) Как называется данный документ?

2) Когда и кем был подписан документ?

3) В связи с какими событиями появился документ?


Историческое краеведение


  1. Назовите ярославских купцов и предпринимателей 17-19 вв.




  1. Какой ярославский храм изображен на фото? Когда и на чьи средства он построен?




Темы сочинений - эссе (одна тема на выбор)


  1. Историческая роль варягов несравненно меньше, чем роль печенегов или половцев, действительно влиявших на развитие Руси на протяжении четырех веков. Поэтому жизнь только одного поколения русских людей, терпевших участие варягов в управлении Киевом и несколькими другими городами, не представляется исторически важным периодом. (Б.А. Рыбаков)


  1. В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем… Ему посчастливилось войти в историю с прозвищем Мудрый - пожалуй, наиболее лестным и почетным для любого государственного мужа. (А.М. Карпов)


  1. XVII век - это эпоха народных мятежей в нашей истории… В этих мятежах резко вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом. (В.О. Ключевский)


  1. Век XVII дал Петру «материал», без которого он не сумел бы и шага сделать вперед. (И.Л. Андреев)


  1. Елизавета своей популярностью обязана ужасам времен Анны. (В.О. Ключевский)


  1. Для оценки события важен не день 14 декабря, а сами декабристы. Их влияние началось раньше этого злополучного дня и продолжалось долго после него... (В. Ключевский)


  1. Отмена» крепостного права представляет собой, вероятно… единственный в своем роде пример социального переустройства под руководством государства в новой европейской политике. (Т. Эмменс)


  1. Пожалуй, ни одному смертному до Ленина не удавалось настолько преобразить облик России, как, впрочем, и всего мира. След, оставленный им в мировой истории, неизмеримо ощутимей наследия, скажем, Александра Македонского, Тамерлана или Наполеона - он один сумел изменить ход истории. (Р. Пейн)


  1. Столкновение между регулярными частями Красной и Белой армий являлось лишь фасадом гражданской войны. Между тем, победа той или иной стороны зависела, прежде всего, от сочувствия и поддержки крестьянства. (А. Данилов)


  1. Он (Сталин) принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой. (У. Черчилль)


  1. После событий в Венгрии (1956 г.) идея обеспечения мира «с позиции силы» стала доминирующей в советской внешней политике, а дальнейшей либерализации советского общества был положен конец. (В.А. Шестаков)


  1. Мы… считали, что наша работа [создание атомного оружия] абсолютно необходима как способ достижения равновесия в мире. (А.Д. Сахаров)



При оценивании сочинения-эссе учитываются следующие критерии:

1. Знание исторических фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание историографии проблемы, мнений историков.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.


Департамент образования Ярославской области

Центр образования школьников «Олимп»

Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года


История, 11 класс, муниципальный этап

Время выполнения - 3 часа.


Автор-составитель:

Спиридонова Елена Владиславовна,

доцент кафедры всеобщей истории исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова, кандидат исторических наук


Историческая хронология


  1. Произведите хронологические расчеты. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Назовите событие, которое произошло в год Х.

Начало Крымской войны + “Соборное уложение” + поход Тохтамыша на Москву):11 + (битва на Калке + начало Сталинградского сражения - начало земской и судебной реформ Александра II + Брусиловский прорыв - Аустерлицкое сражение) = Х.


  1. По какому принципу образован ряд? Назовите события, которые произошли в указанные годы:

988 г., 1325 г., 1589 г., 1721 г., 1917 г.. 1943 г.


  1. Соотнесите даты и события:

Даты:

  1. 19 ноября 1942г. - 2 февраля 1943 г.

  2. 5-6 декабря 1941 г.

  3. 5 июля - 23 августа 1943 г.

  4. 6 июня 1944 г.

  5. июль-август 1945 г.

  6. 22 июня 1941 г.

  7. Апрель- 2 мая 1945 г.


События:

А. Потсдамская конференция

Б. Начало контрнаступления Красной Армии под Москвой

В. Начало Великой Отечественной войны

Г. Берлинская операция

Д. Контрнаступление Красной Армии под Сталинградом

Е. Курская битва

Ж. Открытие второго фронта


Историческая личность


  1. Установите соответствие между князьями и событиями, связанными с их правлением:

Князья

  1. Владимир I

  2. Владимир Мономах

  3. Святослав

  4. Ярослав Мудрый

  5. Олег



События:

  1. ввел христианство как государственную религию; для обороны Руси от печенегов начал строительство городов - крепостей по притокам Днепра;

  2. разгромил Хазарский каганат; вел войны на территории Византийской империи;

  3. добился для русских купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках;

  4. с деятельностью этого князя связано появление древнейшей части «Русской правды»;

  5. организатор походов в половецкие степи; один из инициаторов Любеческого съезда князей.


  1. Среди исторических деятелей, названных ниже, лишь трое были современниками. Назовите их.

1. Генрих IV Бурбон

2. Александр Невский

3. Елизавета I Тюдор

4. Ярослав Мудрый

5. Григорий Потемкин

6. Борис Годунов

7. патриарх Никон

8. Людовик IX Святой


  1. В русской исторической лексике есть слова, образованные от имен или фамилий деятелей, по разным причинным вошедших в историю. Перед вами один из таких терминов - «керенка».

1) дайте определение термина

2) время бытования термина

3) в честь кого названа


  1. О каком историческом деятеле идет речь?

Родился в 1656 г, но только в 1702 г. грамотой Петра I пожалована фамилия … вместо прозвища Антуфьев. Главный поставщик оружия для русской армии. Пожаловал несколько тысяч рублей на строительство Санкт-Петербурга. Построил четыре завода на Урале и один на Оке. В 1720 году получил дворянское звание. Умер в год смерти Петра I.


  1. В 1649 году царь Алексей Михайлович запретил в России деятельность английских купцов, хотя на голландцев этот запрет не распространился. С каким событием был связан этот запрет?



История культуры


  1. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы:

1. Что изображено на рисунке?

2. В какой современной стране расположен памятник культуры?

3. Когда был построен?

4. Что Вам о нем известно?




  1. Во время археологических раскопок древнерусского города было найдено несколько предметов. Объясните, что это и для чего предназначалось.

1) оселок, 2) пряслице, 3) копоушка, 4) кресало, 5) светец.


  1. Заполните пропуски в документе.

Конституция СССР 1977 г.

Статья 169. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне ________________, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: «________________». В верхней части герба _____________________.



Работа с источником


  1. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы:

«Мы рассмотрели и определили военные планы трех союзных держав в целях окончательного разгрома общего врага. Были полностью согласованы и детально спланированы сроки, размеры и координация новых и еще более мощных ударов, которые будут нанесены в сердце ………. Нашими армиями и военно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга.

Мы договорились об общей политике и планах принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции, вооруженные силы трех стран будут занимать в ………. особые зоны. Франция будет приглашена тремя державами взять на себя зону оккупации и участвовать в качестве четвертого члена».

1) Время создания документа?

2) В ходе какого мероприятия он был создан?

3) Название какого государства пропущено?

4) Назовите фамилии руководителей государств, подписавших документ?


Историческое краеведение


  1. Назовите ярославских купцов и предпринимателей 17-19 вв.


  1. Какой ярославский храм изображен на фото? Когда и на чьи средства он построен?




Темы сочинений - эссе (одна тема на выбор)


  1. Историческая роль варягов несравненно меньше, чем роль печенегов или половцев, действительно влиявших на развитие Руси на протяжении четырех веков. Поэтому жизнь только одного поколения русских людей, терпевших участие варягов в управлении Киевом и несколькими другими городами, не представляется исторически важным периодом. (Б.А. Рыбаков)


  1. В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем… Ему посчастливилось войти в историю с прозвищем Мудрый - пожалуй, наиболее лестным и почетным для любого государственного мужа. (А.М. Карпов)


  1. XVII век - это эпоха народных мятежей в нашей истории… В этих мятежах резко вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом. (В.О. Ключевский)


  1. Век XVII дал Петру «материал», без которого он не сумел бы и шага сделать вперед. (И.Л. Андреев)


  1. Елизавета своей популярностью обязана ужасам времен Анны. (В.О. Ключевский)


  1. Для оценки события важен не день 14 декабря, а сами декабристы. Их влияние началось раньше этого злополучного дня и продолжалось долго после него... (В. Ключевский)


  1. Отмена» крепостного права представляет собой, вероятно… единственный в своем роде пример социального переустройства под руководством государства в новой европейской политике. (Т. Эмменс)


  1. Пожалуй, ни одному смертному до Ленина не удавалось настолько преобразить облик России, как, впрочем, и всего мира. След, оставленный им в мировой истории, неизмеримо ощутимей наследия, скажем, Александра Македонского, Тамерлана или Наполеона - он один сумел изменить ход истории. (Р. Пейн)


  1. Столкновение между регулярными частями Красной и Белой армий являлось лишь фасадом гражданской войны. Между тем, победа той или иной стороны зависела, прежде всего, от сочувствия и поддержки крестьянства. (А. Данилов)


  1. Он (Сталин) принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой. (У. Черчилль)


  1. После событий в Венгрии (1956 г.) идея обеспечения мира «с позиции силы» стала доминирующей в советской внешней политике, а дальнейшей либерализации советского общества был положен конец. (В.А. Шестаков)


  1. Мы… считали, что наша работа [создание атомного оружия] абсолютно необходима как способ достижения равновесия в мире. (А.Д. Сахаров)



При оценивании сочинения-эссе учитываются следующие критерии:

1. Знание исторических фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание историографии проблемы, мнений историков.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.






































скачать файл | источник
просмотреть