veciy.ru

20.10.17
[1]
переходы:39

скачать файл
Освоение литературного языка, по мнению признанных теоретиков речевой культуры

Программа учебного курса «Культура речи»

для учащихся 8 классов общеобразовательных школ


Автор программы: Ольга Викторовна Каменева

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 30 г. Пензы

Пояснительная записка

Программа курса «Культура речи» предусматривает систематиза­цию знаний учащихся о языковых нормах русского литературного языка.

Освоение литературного языка, по мнению признанных теоретиков речевой культуры (Б.Н.Головин, Л.И.Скворцов, М.Р.Львов), осущест­вляется по двум ступеням, первой из которых является овладение правильностью речи, т.е. языковыми нормами. Это и есть одна из практических задач преподавания русского языка в школе. Однако важнейшим направлением в работе учителя общеобразовательной школы всё же является формирование навыков грамотного письма, а значит овладение нормами орфографии и пунктуации. При этом нормам ударения и произношения, лексики и грамматики, по мне­нию автора программы, уделяется недостаточное внимание. В су­ществующей министерской программе по русскому языку (для об­щеобразовательных учебных заведений) работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. Как показывает практика, учи­тель не всегда имеет возможность глубоко рассмотреть вопросы ре­чевой культуры наряду с изучением основных тем.

В связи с этим автор программы считает целесообразным введе­ние отдельного курса «Культура речи» как составной части школь­ного курса русского языка, наравне со «Стилистикой». Основным предметом изучения «Культуры речи» должны быть наиболее грубые нарушения норм литературного языка. Полученные в этой области знания и будут первой ступенью в овладении речевой культурой, основой правильной речи учащихся.

Автор программы считает уместным введение данного курса в 8 классе. К этому времени учащиеся завершают изучение таких раз­делов лингвистики, как «Фонетика», «Словообразование», «Лексика», «Морфология», и имеют базовые знания для более глубокого изуче­ния речевой культуры. К тому же именно в переходном возрасте (13 - 14 лет), по мнению психологов, учащиеся особенно остро стал­киваются с проблемами культуры речи и речевого общения, проис­ходит самовыражение личности в речи. Кроме того, начало в 8 классе более глубокого, системного изучения культуры языка как отдельного курса позволит учителю продолжить эту работу в 9 и 10 - 11 классах, где допустимо рассмотреть стилистику, риторику, культуру речевого общения.

Научной основой содержания и структуры учебного курса послу­жили работы Л.И.Скворцова, Б.Н.Головина, М.Р.Львова. Цели и задачи курса:

  1. дать учащимся определённый круг теоретических сведений о русском литературном языке и двух ступенях овладения куль­турой речи;

  2. расширить и углубить знаниях учащихся о лексических, грам­матических и орфоэпических нормах русского литературного языка, о нарушениях норм и способах их устранения;

  3. воспитывать привычку пользоваться словарями-справочниками в трудных, сомнительных случаях написания и произношения слов;

  4. воспитывать чувство личной и социальной ответственности за речевое поведение и состояние речевой культуры того микро-коллектива, в котором живёт ученик.

Практическая направленность курса «Культура речи» - преду­преждение речевых и грамматических ошибок как в письменной, так и в устной речи учащихся.

Работа по данной программе потребует от учителя глубоких зна­ний норм русского литературного языка. Курс призван стимулиро­вать деятельность учителя, направленную на изучение теоретиче­ских основ речевой культуры, на совершенствование собственных навыков правильной речи.

Программа предполагает включение в каждый урок теоретиче­ских сведений о языке и выполнение практических заданий. Для рассмотрения теоретических вопросов может использоваться лек­ционная форма, форма беседы, организация выступлений учащих­ся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной ли­тературы. При обучении практическим навыкам допустимы тесто­вые задания, упражнения, направленные на поиск и исправление ошибок, задания исследовательского характера. Важное место в системе заданий и упражнений должна занимать работа со слова­рями и справочниками.

Автор не претендует на всесторонний охват языковых норм, а обращается к наиболее трудным участкам произносительных, ак­центологических, лексических и грамматических (морфологических и синтаксических) норм. По мнению автора программы курса «Культура речи», именно повсеместное изучение «слабых» звеньев в средней школе позволит с течением времени устранить или хотя бы уменьшить нарушения языковых норм русской речи.

ПРОГРАММА

(34 часа)


Введение (1)

Понятие о русском литературном языке. Две ступени культуры речи в лингвистическом понимании - правильность (нормирован-ность) речи и «речевое мастерство» (М.Р.Львов): уместность, точ­ность, выразительность, чистота, оригинальность. Науки, изучаю­щие речь (риторика, стилистика, паралингвистика, психолингви­стика и др.).

Правильная речь - нормированная речь. Понятие о языковой норме. Её консервативность и изменяемость. Значение языковой нормы в жизни общества.

Сильные и слабые участки языковых норм. Предмет курса «Куль­тура речи» - наиболее слабые участки языковых норм и их наруше­ния. Цели и задачи изучения курса.

I. НОРМЫ УДАРЕНИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЯ В СОВРЕ­МЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ (3)

1(2) Разноместность и подвижность ударения в русском языке. Имена существительные с неподвижным ударением на ос­нове, в которых наблюдается нарушение нормы (арбузы, грунты, шофёром).

2(3) Трудности ударения в кратких формах имён прилагатель­ных (узки, бледны, красны).

Трудности ударения в глаголах прошедшего времени (пить - пил, пила, пило, пили).

Нормы ударения в ряде наиболее употребительных слов различных частей речи (звонит, договор, квартал).

3(4) Трудности произношения согласных перед е в заимствован­ных словах (диспансер[сэ], компъютер[тэ],кредо[рэ]). Произношение орфографического сочетания [чн] в современном русском литературном языке (будничный[чн], взяточник[чн], скворечник[шн], Илъинична[шн]).

П. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И ИХ НАРУШЕНИЯ (9+1)

1(5) Смысловая точность речи. Употребление слова в конкрет­ном значении.

Нарушение лексической сочетаемости и логической связи слов в предложении.

2(6) Выбор синонима из синонимичного ряда для конкретной речевой ситуации.

3(7) Чёткое разграничение в речи омонимов, их верное употреб­ление.

Паронимы. Недопустимость смешения паронимов в речи (одеть - надеть, невежа - невежда, скрытый - скрытный).

4(8) Иноязычные слова. Отношение к заимствованным словам в истории языка. Уместность употребления иноязычных слов в современном русском языке.

5(9) Историзмы и архаизмы. Речевые ошибки, связанные с их употреблением.

6(10) Разговорные и просторечные слова. Жаргонизмы. Недо­пустимость бранной лексики и сквернословия в русском ли­тературном языке.

7(11) Многословие (плеоназм, тавтология, лишние слова, излишняя длина предложения).

8(12) Канцеляризмы и речевые штампы.

Неоправданное словотворчество - источник засорения языка.

9(13) Фразеологические обороты. Точность использования фра­зеологизмов в речи. Недопустимость нарушения структуры фразеологизма.

10(14) Контрольная работа.


III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И ИХ НАРУШЕНИЯ (17+2)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ (8+1)

Имя существительное

1(15) Трудности образования форм родительного и предложного падежа единственного числа существительных мужского ро­да (сахара - сахару, в саде - в саду).

2(16) Трудности образования форм именительного и родительно­го падежа множественного числа существительных мужского рода (шофёры, бухгалтеры; чулок, носков).

Просторечный характер существительных с суффиксами -их- и -ил- («врачиха», «малярша»),

3(17) Трудности определения рода несклоняемых имён сущест­вительных иноязычного происхождения (в том числе геогра­фических названий) и аббревиатур.

Трудности склонения существительных с пол-.

Имя прилагательное

4(18) Трудности образования кратких форм прилагательных на -енный (невежествен, многочислен).

Ошибки при образовании и употреблении степеней срав­нения имён прилагательных («более лучший», «самый краси­вейший»).

Устаревшие и просторечные формы притяжательных при­лагательных. Их недопустимость в речи.

Имя числительное

5(19) Нормы склонения составных количественных и порядко­вых числительных.

Случаи употребления собирательных числительных. Склонение числительного полтора. Употребление слов оба, обе. Склонение сочетаний календарных дат.

Местоимение

6(20) Трудности при употреблении личных местоимений.

Ошибочное образование форм местоимений («ихний» вместо их, «около его» вместо около него).

Местоимение сколько в вопросах о времени. Ошибки при употреблении местоимений свой, ceбя

Глагол

7(21) Ошибочное образование глагольных форм («ложит», «хо-чем».

«Недостаточные» и «изобилующие» глаголы (ощутить, по­бедить; мурлыкать, кудахтать).

Трудности образования форм прошедшего времени и по­велительного наклонения ряда глаголов («виснул» вместо вис, «ляжь» вместо ляг).

Причастие

8(22) Недопустимость образования действительных причастий настоящего времени от глаголов совершенного вида (нельзя «вздумающий написать», «сумеющий доказать»).

9(23) Контрольная работа.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ(9+1)

1(24) Нормы согласования и их нарушения.

Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

2(25) Нормы управления в русском языке и их нарушения.

Падежные сочетания с глаголами, выражающими чув­ства (горевать по сыну, скучали по нас).

3(26) Неправильный выбор предлогов в, на; ввиду, вследствие. Уместность употребления предлога благодаря.

4(27) Неправильный порядок слов в предложении. Недопусти­мость нарушения границ предложения.

5(28) Грамматическая и семантическая сочетаемость однород­ных членов предложения. Согласование однородных членов с обобщающим словом.

6(29) Грамматические ошибки при употреблении деепричастий, деепричастных и причастных оборотов. Нарушение границ причастного оборота («исправленные ошибки учеником»). Ошибки, связанные с употреблением независимого деепри­частного оборота («Возвращаясь домой, меня застиг дождь»).


7(30) Загромождение сложного предложения придаточными. Правильный выбор и недопустимость неоправданного по­вторения союзов и союзных слов. Нарушение синтаксичес­кой однородности в сложном предложении.

8(31) Двусмысленность, возникающая в результате неправиль­ного употребления местоимения 3 лица в предложении. «Лишние» местоимения.

9(32) Ошибки, вызванные смешением прямой и косвенной речи в предложении.

10(33) Контрольный тест.


Повторение и систематизация пройденного (1)



В результате изучения курса учащиеся должны:

  • понимать назначение «Культуры речи» как учебной дисциплины,
    уяснить её самостоятельность и связь с другими дисциплинами;

  • усвоить понятия «литературный язык», «языковая норма», «грам-­
    матическая норма» и др.;

  • уметь соблюдать нормы ударения, произношения, лексики и
    грамматики в устной и письменной речи;

  • уметь находить и исправлять грубые грамматические и речевые
    ошибки в тексте;

  • уметь пользоваться справочной литературой с целью получения
    нужной информации о языковых нормах русского литературного
    языка.

скачать файл | источник
просмотреть