veciy.ru

25.06.17
[1]
переходы:22

скачать файл
Результаты квалификационных испытаний оформляются протоколом


УТВЕРЖДЕНО

приказом Минтранса России

от ______________ № _____



П О Л О Ж Е Н И Е

о дипломировании членов экипажей морских судов


I. Общие положения


  1. Положение о дипломировании членов экипажей морских судов
    (далее - Положение) разработано во исполнение статьи 54 Федерального закона от
    30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»1 и на основании Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (далее - Конвенция ПДНВ)2, а также Конвенции Международной организации труда № 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации3.

  2. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения квалификационных испытаний кандидатов на получение дипломов, выдачи дипломов, подтверждений о признании дипломов, выданных иностранным государством, квалификационных свидетельств, льготных разрешений, свидетельств о работе на танкерах и свидетельств о квалификации судового повара
    (далее - квалификационные документы), учета стажа плавания на морских судах, оценки документов, требуемых в соответствии с Конвенцией ПДНВ для выдачи членам экипажей судов, используемых в целях торгового мореплавания
    (далее - морские суда) квалификационных документов, внесения ограничений, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, а также порядок выдачи, продления и учета квалификационных документов (далее - дипломирование).

  3. Квалификационные документы, выданные другими государствами - участниками Конвенции ПДНВ, признаются в случаях, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, при наличии межгосударственных соглашений о взаимном признании квалификационных документов с выдачей подтверждения о признании квалификационного документа, выданного иностранным государством.

  4. Льготное разрешение на право занятия должности на морском судне на категорию выше, чем это позволяет диплом, выдается капитаном морского порта лицу командного состава морского судна только в случаях необходимости на срок, не превышающий шести месяцев.


II. Организация дипломирования


  1. Дипломирование членов экипажей морских судов в соответствии с Конвенцией ПДНВ организует Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот). Росморречфлот обеспечивает капитанов морских портов необходимым количеством бланков квалификационных документов.

  2. Для проведения дипломирования капитан морского порта создает в администрации морского порта постоянно действующий орган - Морскую квалификационную комиссию (далее - МКК), формируемый на основе штатного расписания администрации морского порта. К работе в МКК привлекаются сотрудники администраций морских портов, образовательных учреждений, научных, общественных организаций и судовладельцев. В морских портах, имеющих терминалы, предназначенные для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, в состав МКК по представлению Росрыболовства включаются капитаны и старшие механики, имеющие опыт работы на рыболовных судах, а также представители территориальных органов Росрыболовства.

  3. Капитаны морских портов ведут учет и представляют в Росморречфлот сведения о выданных квалификационных документах, учитывают изъятые, аннулированные или приостановленные квалификационные документы путем внесения данных в информационную систему по квалификационным документам моряков Российской Федерации.

  4. К дипломированию допускаются лица не моложе 18 лет, получившие образование и прошедшие тренажерную подготовку для экипажей морских судов
    в соответствии с международными и российскими требованиями в образовательных учреждениях, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности, аккредитованных надлежащим образом, и тренажерных центрах, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности и освидетельствованных в установленном законодательством порядке (далее - морские образовательные учреждения), осуществляющих реализацию программ подготовки в соответствии
    с требованиями Конвенции ПДНВ и имеющих одобренный стаж плавания на морских судах в соответствии с Конвенцией ПДНВ.

  5. Дипломированию в соответствии с настоящим Положением подлежат:

граждане Российской Федерации;

иностранные граждане и лица без гражданства, окончившие морские образовательные учреждения Российской Федерации;

иностранные граждане и лица без гражданства, работающие или работавшие на судах, имеющих право плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

иностранные граждане в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации с другими государствами - участниками Конвенции ПДНВ по вопросам подготовки и дипломирования моряков.

  1. Членам экипажей морских судов, замещающим должности капитана и командного состава, выдаются следующие виды дипломов в соответствии с уровнями ответственности определенных Раздела А-I/1 Кодекса ПДНВ:

1) вахтенного помощника капитана - уровень эксплуатации;

2) старшего помощника капитана - уровень эксплуатации;

3) капитана - уровень управления;

4) вахтенного помощника капитана судов прибрежного плавания - уровень эксплуатации;

5) старшего помощника капитана судов прибрежного плавания - уровень управления;

6) капитана судов прибрежного плавания - уровень управления;

7) вахтенного помощника капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 - уровень эксплуатации;

8) капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 - уровень управления;

9) вахтенного механика - уровень эксплуатации;

10) второго механика - уровень управления;

11) старшего механика - уровень управления;

12) электромеханика - уровень эксплуатации;

13) старшего электромеханика - уровень управления;

14) рефрижераторного механика третьей категории - уровень эксплуатации;

15) рефрижераторного механика второй категории - уровень управления;

16) рефрижераторного механика первой категории - уровень управления;

17) оператора-радиотелефониста;

18) оператора Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - ГМССБ) ограниченного района - уровень эксплуатации;

19) оператора ГМССБ - уровень эксплуатации;

20) радиоэлектроника второго класса ГМССБ - уровень эксплуатации;

21) радиоэлектроника первого класса ГМССБ - уровень управления.

  1. Членам экипажей морских судов, замещающим должности рядового состава, выдаются следующие виды квалификационных свидетельств в соответствии с уровнями ответственности определенных Разделом А-I/1 Кодекса ПДНВ:

1) вахтенного матроса - вспомогательный уровень;

2) вахтенного моториста - вспомогательный уровень;

3) судового рефмашиниста - вспомогательный уровень

4) судового электрика - вспомогательный уровень;

5) судового повара - вспомогательный уровень.


III. Проведение квалификационных испытаний


  1. Основанием для проведения квалификационных испытаний кандидата на получение квалификационных документов является его заявление.

  2. Квалификационные испытания производятся методом прохождения тестирования и устного собеседования. При проведении квалификационных испытаний могут использоваться специализированные тренажеры, компьютерные тесты и другие технические средства.

  3. МКК проводит квалификационные испытания кандидатов на получение соответствующих квалификационных документов в следующих случаях:

получения квалификационного документа после окончания морского образовательного учреждения или обмена диплома на более высокий уровень;

продления срока действия диплома;

получения дипломов после изъятия, аннулирования или приостановки действия дипломов в соответствии с Правилом I/5 Конвенции ПДНВ.

  1. Результаты квалификационных испытаний оформляются протоколом. При положительных результатах квалификационных испытаний кандидата выносится заключение о его соответствии требованиям, предписанным для функции, уровня ответственности и должности, вносимых в соответствии с Разделом А-I/1 Кодекса ПДНВ в выдаваемый диплом или квалификационное свидетельство.

  2. Выпускники морских образовательных учреждений, подведомственных Росморречфлоту и Росрыболовству, освобождаются от сдачи квалификационных испытаний в МКК в течение одного года после окончания учебы.


IV. Учет стажа плавания на морских судах


  1. Подтверждением стажа плавания на морских судах является справка о плавании (далее - справка о плавании), подписанная капитаном судна (для судовых механиков также старшим механиком). В случае невозможности получить справку о плавании на судне, справка о плавании подписывается уполномоченным должностным лицом судовладельца или уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей деятельность, связанную с трудоустройством граждан Российской Федерации на суда под иностранными флагами. В справках о плавании должны быть указаны должности и фамилии лиц, подписывающих справки. Справка о плавании должна быть заверена печатью.

  2. Представляемые справки о плавании заполняются от руки или на пишущем устройстве. Справки о плавании должны быть заполнены на русском или английском языке, или содержать аутентичный перевод текста на русский язык. Подчистки не допускаются.

  3. Подтверждение стажа плавания на судне, указанного в справке о плавании, или при отсутствии справки о плавании может быть удостоверено на основании трудовых договоров, записей в паспорте моряка, мореходной книжке и иных документов или письменного подтверждения уполномоченного должностного лица судовладельца.

  4. Для членов экипажей морских судов, перечисленных в подпунктах 1 - 3 пункта 10 настоящего Положения, в стаж плавания засчитывается плавание на морских судах за пределами внутренних вод, акваторий морских портов и подходов к ним, а также районов прибрежного плавания. В справке о плавании указывается валовая вместимость судна. Стаж плавания засчитывается для получения дипломов прибрежного плавания.

  5. Для членов экипажей морских судов, перечисленных в подпунктах 4 - 8 пункта 10 настоящего Положения, в стаж плавания засчитывается плавание указанное в пункте 20 настоящего Положения, а также плавание на морских судах вдоль побережья Российской Федерации в пределах ограничений по району плавания в соответствии с классификационными документами, выданными признанными классификационными обществами, а также на морских судах, которые плавают исключительно во внутренних морских водах, либо в акваториях морских портов и на подходах к ним (далее - морские суда прибрежного плавания). В справке о плавании указывается валовая вместимость судна.

  6. Для членов экипажей морских судов, перечисленных в подпунктах 9 - 11 пункта 10 настоящего Положения, в стаж плавания засчитывается плавание на судах при условии обслуживания главной двигательной установки. В справке о плавании указывается мощность главной двигательной установки судна в кВт.

  7. Для членов экипажей морских судов, перечисленных в подпунктах 12 - 13 пункта 10 настоящего Положения, в стаж плавания засчитывается плавание на судах при условии обслуживания судового электрооборудования. В справке о плавании указывается установленная мощность электрооборудования судна в кВт.

  8. Для членов экипажей морских судов, перечисленных в подпунктах
    14 - 16 пункта 10 настоящего Положения, в стаж плавания засчитывается плавание на судах при условии обслуживания судовой холодильной установки. Зачет стажа плавания на судах с одно или двухступенчатой судовой холодильной установкой производится раздельно. В справке о плавании указывается холодопризводительность судовой холодильной установки в кВт или (ккал/час).

  9. Для членов экипажей морских судов, перечисленных в подпунктах 9, 12, 14 пункта 10 настоящего Положения, стаж плавания включается в производственный стаж по судоремонту. Справка о производственном стаже по судоремонту оформляется аналогично справке о плавании с внесением записей об участии в работах по судоремонту.

  10. Для членов экипажей морских судов, перечисленных в подпунктах 15 - 19 пункта 10 настоящего Положения, в стаж плавания засчитывается плавание на судах в должности помощника капитана по радиоэлектронике, капитана, помощников капитана или практиканта, выполняющих обязанности по ГМССБ. Дипломирование данных лиц осуществляется в соответствии с действующими нормами и инструкциями не зависимо от района плавания1. Для членов экипажей морских судов, перечисленных в подпунктах 4 - 21 пункта 10 и в подпунктах 1 - 5 пункта 11 настоящего Положения, в стаж плавания включается плавание на судах во внутренних морских водах и акватории морских портов и подходах к ним, а также плавание по внутренним водным путям.

  11. Лица, перечисленные в подпунктах 1, 4, 7, 9, 12, 14 пункта 10 настоящего Положения, при получении первого диплома представляют в МКК заявление-справку, составленную на основании справок о плавании на судах в периоды практик, а также справок о прохождении производственной практики по судоремонту и заполненных журналов регистрации подготовки. Справки о плавании на судах и прохождении практики по судоремонту, а также журналы регистрации подготовки хранятся в морском образовательном учреждении не менее пяти лет после выпуска. Если в заявлении-справке не хватает стажа плавания, дополнительно предоставляется справка о плавании.

  12. В стаж плавания на судне включаются междурейсовые стоянки судна до одного месяца и нахождение судна в ремонте до одного месяца. Для учета стажа плавания на судне все дни неполных месяцев суммируются и пересчитывается весь месяц пропорционально 30 дням.

  13. Стаж несения вахты засчитывается в полном размере в случае несения вахты в течение не менее 8 часов из каждых 24 часов заявленного стажа (при невыполнении этого условия стаж несения вахты пропорционально уменьшается). Для получения диплома вахтенного помощника капитана, вахтенного механика, вахтенного рефмеханика, вахтенного электромеханика, квалификационного свидетельства вахтенного матроса, вахтенного моториста, вахтенного электрика и вахтенного рефмашиниста засчитывается стаж по несению ходовой вахты на мостике, в машинном отделении соответственно под наблюдением квалифицированного лица командного состава в течение не менее 4 часов из каждых 24 часов заявленного стажа.

  14. В случае отсутствия требуемого стажа плавания на морских судах, продление срока действия квалификационного документа производится в соответствии с Правилом I/11 Конвенции ПДНВ.

  15. Стаж плавания, требуемый для получения каждого последующего диплома, исчисляется с момента получения предыдущего диплома.

  16. Прохождение практики учащимися морских образовательных учреждений для получения дипломов командного состава морских судов фиксируется в журнале (книге) регистрации практической подготовки морского образовательного учреждения. Прохождение групповой практики учащимися морских учебных заведений под руководством руководителя практики засчитывается в двойном размере.

  17. Работа в должностях капитанов морских портов, их заместителей, государственных инспекторов и других сотрудников администраций морских портов, отвечающих за обеспечение безопасности мореплавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним, капитанов-наставников, механиков-наставников, лиц, ответственных за безопасность мореплавания в судоходных и рыболовных компаниях, засчитывается как стаж работы, эквивалентный стажу плавания на морских судах, требуемый для подтверждения (продления) дипломов.


V. Представление документов для дипломирования


  1. Кандидат на получение квалификационного документа должен представить следующие документы:

заявление на имя председателя МКК о выдаче или продлении квалификационного документа;

фото 3 х 4 без уголков матовое - 2 штуки;

удостоверение личности моряка или паспорт моряка (при наличии);

документ, удостоверяющий личность;

документ о получении соответствующего образования;

протокол об успешном прохождении квалификационных испытаний;

характеристику с места работы, учебы или службы в частях Военно-Морского Флота или пограничных органах (для командного состава);

документ, подтверждающий годность работы на судах по состоянию здоровья, включая годность в отношении зрения и слуха.

  1. Для получения диплома вахтенного помощника капитана, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

предыдущий диплом (если имеется);

диплом оператора ГМССБ ограниченного района плавания или судового оператора ГМССБ;

справку о плавании и/или заявление-справку, подтверждающую стаж плавания на морских самоходных судах в составе палубной команды не менее 12 месяцев,
в том числе не менее шести месяцев с выполнением обязанностей по несению вахты на ходовом мостике самоходных судов валовой вместимостью 500 и более под руководством капитана, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики за пределами внутренних вод, акваторий морских портов и подходов к ним, а также районов прибрежного плавания;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением, о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии
с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе
в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии
с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка по использованию радиолокационной станции (далее - РЛС);

подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной проводки (далее - САРП) (при отсутствии свидетельства о подготовке по использованию САРП диплом выдается с ограничением «Без САРП»).

Выпускники морских образовательных учреждений представляют
заявление-справку о прохождении данных видов подготовки в период обучения, при этом предъявления свидетельств не требуется.

  1. Для получения диплома старшего помощника капитана, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

диплом вахтенного помощника капитана;

справку о плавании, подтверждающую стаж плавания на морских самоходных судах в должности вахтенного помощника капитана не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев на судах валовой вместимостью 500 и более за предшествующие пять лет за пределами внутренних вод, акваторий морских портов и подходов ним, а также районов прибрежного плавания. Если в стаже плавания нет трех месяцев стажа плавания на судне валовой вместимостью более 3000, то в дипломе для функций на уровне управления вносится ограничение «Менее 3000». Если в стаже плавания нет трех месяцев стажа плавания на грузовых судах за предшествующие пять лет, то в дипломе функция 2 «Обработка и размещение груза» подтверждается только на уровне эксплуатации и для должности старшего помощника капитана указывается ограничение «Только не грузовые суда»;

свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе «Старший помощник капитана морского судна»;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным
учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции
ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам
и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками,
в соответствии с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе
в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии
с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка по использованию РЛС;

подготовка по использованию САРП (при отсутствии свидетельства
о подготовке по использованию САРП диплом выдается с ограничением «Без САРП»);

диплом оператора ГМССБ.

  1. Для получения диплома капитана, кроме документов, перечисленных
    в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

диплом старшего помощника капитана;

диплом оператора ГМССБ;

справку о плавании, подтверждающую стаж плавания на морских самоходных судах валовой вместимостью 500 и более в должности старшего помощника капитана не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет за пределами внутренних вод, акваторий морских портов и подходов к ним, а также районов прибрежного плавания. Если в представленном стаже плавания нет трех месяцев стажа плавания на судне валовой вместимостью более 3000, то в дипломе для функций на уровне управления для должностей капитана и старшего помощника капитана вносится ограничение «Менее 3000». Если в стаже плавания нет трех месяцев стажа плавания на грузовых судах за предшествующие пять лет, то в дипломе функция 2 «Обработка и размещение груза» подтверждается только на уровне эксплуатации и для должностей старшего помощника капитана и капитана указывается ограничение «Только не грузовые суда»;

свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе «Капитан морского судна»;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным
учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии
с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии
с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии
с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка по использованию РЛС;

подготовка по использованию САРП (при отсутствии свидетельства подготовки по использованию САРП диплом выдается с ограничением «Без САРП»).

  1. Для получения диплома вахтенного помощника капитана судов прибрежного плавания, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

предыдущий диплом (если имеется);

диплом оператора ГМССБ ограниченного района плавания;

справку о плавании и/или заявление-справку, подтверждающую стаж плавания на морских самоходных судах в составе палубной команды не менее 12 месяцев в плавании, в том числе не менее шести месяцев с выполнением обязанностей по несению вахты на ходовом мостике самоходных судов валовой вместимостью 500 и более под руководством капитана, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением, о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии
с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии
с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии
с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка по использованию РЛС.

Выпускники морских образовательных учреждений представляют заявление-справку о прохождении данных видов подготовки в период обучения, при этом предъявления свидетельств не требуется.

Для получения диплома вахтенный помощник капитана - механик необходимо представить документ о соответствующем образовании.

  1. Для получения диплома старшего помощника капитана судов прибрежного плавания, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

диплом вахтенного помощника капитана или диплом вахтенного помощника капитана судов прибрежного плавания;

диплом оператора ГМССБ ограниченного района плавания;

справку о плавании, подтверждающую стаж плавания на морских самоходных судах в должности вахтенного помощника капитана в прибрежном плавании не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев на судах валовой вместимостью 500 и более в течение предшествующих пяти лет. Если в стаже плавания нет трех месяцев стажа плавания на судне валовой вместимостью более 3000 за предшествующие пять лет, то в дипломе для функций на уровне управления вносится ограничение «Менее 3000». Если в стаже плавания нет трех месяцев стажа плавания на грузовых судах за предшествующие пять лет, то в дипломе функция 2 «Обработка и размещение груза» подтверждается только на уровне эксплуатации
и для должности старшего помощника капитана указывается ограничение «Только не грузовые суда»;

свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе «Старший помощник капитана морского судна прибрежного плавания».

Свидетельство или свидетельства, выданные морскими образовательными учреждениями о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии
с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии
с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии
с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка по использованию РЛС.

Для получения диплома старший помощник капитана - механик необходимо представить документ о соответствующем образовании.

  1. Для получения диплома капитана судов прибрежного плавания, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

диплом старшего помощника капитана прибрежного плавания;

диплом оператора ГМССБ ограниченного района плавания;

справку о плавании, подтверждающую стаж плавания на морских самоходных судах валовой вместимостью 500 и более в должности старшего помощника капитана не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет. Если в представленном стаже плавания нет трех месяцев стажа плавания на судне валовой вместимостью более 3000 за предшествующие пять лет, то в дипломе для функций на уровне управления для должностей капитана и старшего помощника капитана вносится ограничение «Менее 3000». Если в стаже плавания нет трех месяцев стажа работы на грузовых судах за предшествующие пять лет, то в дипломе функция 2 «Обработка и размещение груза» подтверждается только на уровне эксплуатации и для должностей старшего помощника капитана и капитана указывается ограничение «Только не грузовые суда»;

свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе «Капитан морского судна прибрежного плавания»;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением о прохождении подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии
с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии
с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии
с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка по использованию РЛС.

Для получения диплома капитан - механик необходимо представить документ о соответствующем образовании.

  1. Для получения диплома вахтенного помощника капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

предыдущий диплом (если имеется);

диплом оператора ГМССБ ограниченного района плавания;

справку о плавании и/или заявление-справку, подтверждающую стаж плавания на морских самоходных судах не менее 12 месяцев, в том числе не менее шести месяцев с выполнением обязанностей по несению вахты на ходовом мостике под руководством капитана, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики. Если в составе данного стажа плавания нет трех месяцев стажа плавания на самоходных судах за пределами районов внутренних морских вод, акваторий морских портов и подходов к ним за предшествующие пять лет, то в диплом вносится ограничение «Портовое плавание»;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии
с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии
с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии
с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ, за исключением судов, которые плавают исключительно во внутренних водах, акваториях морских портов и подходах к ним;

подготовка по использованию РЛС.

Выпускники морских образовательных учреждений представляют заявление - справку о прохождении данных видов подготовки в период обучения, при этом предъявления свидетельств не требуется.

Для получения диплома вахтенный помощник капитана - механик необходимо представить документ о соответствующем образовании.

  1. Для получения диплома капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

диплом вахтенного помощника капитана или диплом вахтенного помощника капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500;

справки о плавании, подтверждающие стаж плавания на морских самоходных судах в должности вахтенного помощника капитана не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет. Если в составе данного стажа плавания нет трех месяцев стажа плавания на самоходных судах за пределами внутренних морских вод, акваторий морских портов и подходах к ним, в диплом вносится ограничение «Портовое плавание». Если в стаже плавания нет трех месяцев стажа плавания на грузовых судах за предшествующие пять лет, то в дипломе функция 2 «Обработка и размещение груза» подтверждается только на уровне эксплуатации и для должности капитана указывается ограничение «Только не грузовые суда»;

свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе «Капитан судна прибрежного плавания»;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением, о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии
с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии
с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии
с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ, за исключением судов, которые плавают
исключительно во внутренних морских водах, акваториях морских портов и подходов к ним;

диплом оператора ГМССБ ограниченного района плавания;

подготовка по использованию РЛС.

Для получения диплома капитан - механик необходимо представить документ о соответствующем образовании.

  1. Для получения диплома вахтенного механика, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

предыдущий диплом (если имеется);

справку о плавании и/или заявление-справку, подтверждающую стаж плавания на самоходных судах не менее восьми месяцев в составе машинной команды
с выполнением обязанностей по обслуживанию главной двигательной установки на судах с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более и прохождение производственной практики по судоремонту в соответствии с планами морских образовательных учреждений;

в диплом вносятся ограничения по типу силовой установки;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии
с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по программе в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ.

Выпускники морских образовательных учреждений представляют заявление-справку о прохождении данных видов подготовки в период обучения, при этом предъявления свидетельств не требуется.

  1. Для получения диплома второго механика на судах с главной двигательной установкой мощностью менее 3000 кВт, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

диплом вахтенного механика;

справки о плавании, подтверждающие стаж плавания не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет в должности вахтенного механика на судах с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более;

в диплом вносится ограничение по типу двигательной установки;

свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе «Второй механик морского судна»;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ.

  1. Для получения диплома второго механика, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

диплом вахтенного механика;

справки о плавании, подтверждающие стаж плавания не менее 24 месяцев на судах с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более в должности вахтенного механика, в том числе не менее 12 месяцев на судах с главной двигательной установкой мощностью 3000 кВт и более за предшествующие пять лет;

или

диплом второго механика на судах с главной двигательной установкой мощностью менее 3000 кВт;

справки о плавании, подтверждающие стаж плавания не менее 12 месяцев на судах с главной двигательной установкой мощностью 3000 кВт и более в должности вахтенного механика;

в диплом вносится ограничение по типу главной двигательной установки;

свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе «Второй механик морского судна» (если ранее не представлялось);

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ.

  1. Для получения диплома старшего механика на судах с главной двигательной установкой мощностью менее 3000 кВт, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

диплом второго механика;

справки о плавании, подтверждающие стаж плавания не менее 12 месяцев в должности второго механика на судах с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более за предшествующие пять лет;

в диплом вносится ограничение по типу главной двигательной установки;

свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе «Старший механик морского судна»;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии
с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ.

  1. Для получения диплома старшего механика, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

диплом второго механика или диплом старшего механика на судах с главной двигательной установкой мощностью менее 3000 кВт;

справки о плавании, подтверждающие стаж плавания не менее 24 месяцев на судах в должности второго механика, на судах с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более, в том числе не менее 12 месяцев на судах с главной двигательной установкой мощностью 3000 кВт и более за предшествующие пять лет (для диплома второго механика);

справки о плавании, подтверждающие стаж работы на судах в должности второго механика не менее 12 месяцев, на судах с главной двигательной установкой мощностью более 3000 кВт за предшествующие пять лет (для диплома старшего механика на судах с главной двигательной установкой мощностью менее 3000 кВт);

в диплом вносится ограничение по типу главной двигательной установки;

свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе «Старший механик морского судна» (если ранее не представлялось);

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии
с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ.

  1. Для получения диплома судового электромеханика, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

предыдущий диплом (если имеется);

справку о плавании и/или заявление-справку, подтверждающую стаж плавания на самоходных судах не менее 12 месяцев в составе машинной команды с выполнением обязанностей по обслуживанию судового электрооборудования и прохождения производственной практики по судоремонту в соответствии с учебными планами морских образовательных учреждений;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками в соответствии с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ.

Выпускники морских образовательных учреждений представляют заявление -справку о прохождении данных видов подготовки в период обучения, при этом предъявления свидетельств не требуется.

  1. Для получения диплома старшего судового электромеханика, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

диплом судового электромеханика;

справку о плавании, подтвер­ждающую стаж плавания не менее 24 месяцев на самоходных судах с электрооборудовани­ем мощностью 1500 кВт и более в должности электромеханика, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет;

свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе «Старший электромеханик на судах»;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Правилом V1/4-1 Конвенции ПДНВ.

  1. Для получения диплома рефрижераторного механика третьей категории, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

предыдущий диплом (если имеется);

справку о плавании и/или заявление-справку морского образовательного учреждения, подтверждающую наличие стажа плавания на судах в составе машинной команды с выполнением обязанностей по обслуживанию холодильных установок не менее восьми месяцев, и прохождении производственной практики по судоремонту в соответствии с учебными планами морских образовательных учреждений;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с Правилом V1/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ.

Выпускники морских образовательных учреждений представляют заявление-справку о прохождении данных видов подготовки в период обучения, при этом предъявления свидетельств не требуется.

  1. Для получения диплома рефрижераторного механика второй категории, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

диплом рефрижераторного механика третьей категории;

справку о плавании, подтверждающею стаж плавания не менее 24 месяцев на судах с двухступенчатой холодильной установкой холодопроизводительностью не менее 81,5 кВт (70 000 ккал/ч) или на морских судах с одноступенчатой холодильной установкой холодопроизводительностью не менее 326 кВт (280000 ккал /час), в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет;

свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе «Рефрижераторный механик морского судна второй категории»;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с Правилом V1/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ.

  1. Для получения диплома рефрижераторного механика первой категории, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

диплом рефрижераторного механика второй категории;

справку о плавании, подтверждающую стаж плавания не менее 24 месяцев на судах с двухступенчатой холодильной установкой холодопроизводительностью не менее 349 кВт (300 000 ккал/ч) или на морских судах с одноступенчатой холодильной установкой холодопроизводительностью не менее 1396 кВт (1 200 000 ккал/ч), в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет;

свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе «Рефрижераторный механик морского судна первой категории»;

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с Правилом V1/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ.

  1. Члены экипажей морских судов, перечисленных в подпунктах 17 - 21 пункта 10 настоящего Положения, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, представляют документы в соответствии с действующими нормативными документами по дипломированию радиоспециалистов1, а также следующие свидетельства:

свидетельство или свидетельства, выданные морским образовательным учреждением о прохождении профессиональной подготовки по следующим программам:

начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками в соответствии с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ.

  1. Для получения квалификационного свидетельства вахтенного матроса, кроме документов, перечисленных в пункте 35 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

свидетельство о прохождении подготовки по программе «матрос» или «вахтенный матрос», «квалифицированный матрос», «матрос-моторист», «боцман» или диплом об окончании морского образовательного учреждения по соответствующей специальности;

справку о плавании на самоходных судах с выполнением под наблюдением обязанностей по несению вахты на ходовом мостике не менее двух месяцев;

свидетельство, выданное морским образовательным учреждением о прохождении начальной подготовки в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ.

  1. Для получения свидетельства о квалификации судового повара, кроме документов, перечисленных в пункте 35 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

свидетельство об образовании по специальности судового повара или иные свидетельства об образовании по специальности повара;

для лиц, имеющих свидетельство о прохождении подготовки или переподготовки по специальности судовой повар, справку о плавании, подтверждающую стаж работы на морских судах или судах смешанного (река-море) плавания в должности судового повара или дублера судового повара в течение одного месяца, включая учебную практику в процессе подготовки;

для лиц, имеющих свидетельства об образовании по специальности повара, справку о плавании, подтверждающую стаж работы на морских судах или судах смешанного (река-море) плавания в должности судового повара или дублера судового повара не менее шести месяцев в течение последних трех лет;

свидетельство, выданное образовательным учреждением о прохождении начальной подготовки в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ.

  1. Для получения квалификационного свидетельства вахтенного моториста, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

свидетельство о прохождении подготовки по программе «моторист», «матрос-моторист» или «квалифицированный моторист» или диплом об окончании морского образовательного учреждения по соответствующей специальности;

справку о плавании на самоходных судах с выполнением обязанностей по несению вахты в машинном отделении под наблюдением не менее двух месяцев;

свидетельство, выданное морским образовательным учреждением о прохождении начальной подготовки в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ.

  1. Для получения квалификационного свидетельства судового электрика, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо пред­ставить следующие документы:

свидетельство о прохождении подготовки по программе «судовой электрик» или «квалифицированный электрик», или диплом об окончании высшего или среднего морского образовательного учреждения по соответствующей специальности;

справку о плавании на самоходных судах в составе машинной команды с выполнением обязанностей по обслуживанию судового электрооборудования не менее двух месяцев;

свидетельство, выданное образовательным учреждением о прохождении начальной подготовки в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ.

  1. Для получения квалификационного свидетельства вахтенного рефмашиниста, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

свидетельство о прохождении подготовки по программе «рефмашинист» или «квалифицированный рефмашинист», или диплом об окончании морского образовательного учреждения по соответствующей специальности;

справку о плавании на судах в составе машинной команды с выполнением под наблюдением обязанностей по обслуживанию холодильных установок не менее двух месяцев:

свидетельство, выданное морским образовательным учреждением
о прохождении начальной подготовки в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ.

  1. Лица, Командного состава получившие дипломы и подавшие заявление, получают квалификационные свидетельства для лиц рядового состава по соответствующей специальности. Квалификационные свидетельства по всем специальностям признаются для работы на внутренних водных путях за исключением матросов несущих ходовую вахту на мостике.


VI. Документы, дополнительно предъявляемые членами экипажей морских судов для работы на танкерах ( газовозах, химовозах и нефтяных)


  1. Члены экипажей морских судов для работы на танкерах, помимо документов, перечисленных в главе V настоящего Положения, предъявляют отдельное танкерное подтверждение, которое подтверждает прохождение подготовки для работы на танкерах. Танкерное подтверждение выдается на срок, не превышающий пяти лет с даты окончания ее прохождения, или срок действия диплома в зависимости от того, что наступает ранее.

  2. Курс ознакомительной подготовки комсостава для работы на танкерах на уровне эксплуатации, охватывает требования, перечисленные в параграфах 2 - 7 раздела A-V/1 Кодекса ПДНВ. Курс ознакомительной подготовки рядового состава для работы на танкерах на вспомогательном уровне, охватывающий требования, перечисленные в параграфах 2 - 7 раздела A-V/1 Кодекса ПДНВ.

  3. Капитаны, старшие механики, старшие помощники, вторые механики и иные лица, которые несут ответственность за погрузку, выгрузку и меры предосторожно­сти во время перевозки или обработки груза на нефтяных танкерах, должны пройти программу специализированной подготовки, охватывающую вопросы, изложенные в пунктах 8 - 14 раздела А-V/l Кодекса ПДНВ, и соответствовать квалификационным требованиям на получение подтверждения для работы на нефтяных танкерах на уровне управления и иметь опыт работы на нефтяных танкерах не менее трех месяцев за последние пять лет.

  4. Капитаны, старшие механики, старшие помощники, вторые механики и иные лица, которые несут ответственность за погрузку, выгрузку и меры предосторожно­сти во время перевозки или обработки груза на танкерах-химовозах, должны пройти программу специализированной подготовки, охватывающую, по меньшей мере, вопросы, изложенные в пунктах 15 - 21 раздела А-V/l Кодекса ПДНВ, и соответ­ствовать квалификационным требованиям для получения подтверждения для работы на танкерах-химовозах на уровне управления и иметь опыт работы на танкерах-химовозах не менее трех месяцев за последние пять лет.

  5. Капитаны, старшие механики, старшие помощники, вторые механики и иные лица, которые несут ответственность за погрузку, выгрузку и меры предосторожности во время перевозки или обработки груза на танкерах-газовозах, должны пройти программу специализированной подготовки, охватывающую, по меньшей мере, вопросы, изложенные в пунктах 22 - 34 раздела А-V/l Кодекса ПДНВ, и соответ­ствовать квалификационным требованиям для получения подтверждения для работы на танкерах-газовозах на уровне управления и иметь опыт работы на танкерах-газовозах не менее трех месяцев за последние пять лет.

  6. Лица, имеющие подтверждение для работы на одном из типов танкеров, для получения подтверждения для другого/других типов танкеров вместо требуемого пунктами 61-64 настоящего Положения стажа плавания могут пройти практическую подготовку на танкере другого типа продолжительностью не менее 28 дней, включающую, по крайней мере, одну погрузку и одну выгрузку.


VII. Порядок продления дипломов и снятия ограничений


  1. Для продления срока действия дипломов, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:

1) для всех специальностей:

справки о плавании, подтверждающие наличие стажа плавания на судне при выполнении функций, соответствующих имеющемуся диплому не менее 12 месяцев из предшествующих пяти лет, или не менее трех месяцев за последние шесть месяцев непосредственно перед подачей заявления, наличие непрерывного стажа не требуется или;

протокол успешного прохождения квалификационного испытания в МКК;

свидетельство о прохождении курсов профессиональной подготовки (курсов повышения квалификации) согласно разделу A-I/11 Кодекса ПДНВ. Вместо указанного свидетельства может быть предъявлено соответствующее свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе «Старший помощник капитана морского судна», «Капитан морского судна», «Второй механик морского судна», «Старший механик морского судна» и «Старший электромеханик морского судна», «Старший рефмеханик морского судна» в случае, если с даты окончания данной подготовки прошло не более трех лет;

свидетельство о прохождении начальной подготовки в соответствии
с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;

свидетельство специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными шлюпками, в соответствии с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;

свидетельство о подготовке к борьбе с пожаром по расширенной программе
в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;

свидетельство о подготовке по оказанию первой медицинской помощи
в соответствии с Правилом VI/4-1 Кодекса ПДНВ и его ксерокопия;

2) для лиц перечисленных в подпунктах 1 - 9 пункта 10 настоящего Положения:

диплом оператора ГМССБ ограниченного района (только для вахтенного помощника капитана в неограниченном или прибрежном плавании);

диплом оператора ГМССБ (для капитанов, старших и вахтенных помощников капитана в неограниченном плавании и капитанов прибрежного плавания);

свидетельство о прохождении подготовки по использованию РЛС;

свидетельство о прохождении подготовки по использованию САРП.

Примечание: при отсутствии действующего свидетельства о прохождении подготовки по использованию САРП выдается диплом с ограничением «Без САРП».

  1. Ограничение права работы для капитана, старшего помощника капитана и вахтенного помощника капитана морских судов прибрежного плавания при наличии соответствующего образования может быть снято после дублирования обязанностей соответствующих диплому на судне при плавании на морских судах валовой вместимостью 500 и более не менее трех месяцев, за пределами внутренних морских вод, акваторий морских портов и подходов к ним, а также районов прибрежного плавания или прохождения профессиональной подготовки по соответствующей программе и успешного прохождения квалификационного испытания по функции «Судовождение» в МКК.

  2. Ограничение права работы для капитана и старшего помощника капитана, в том числе прибрежного плавания на судах валовой вместимостью менее 3000, может быть снято после дублирования обязанностей соответствующих диплому, на судне валовой вместимостью 3000 и более не менее одного месяца или прохождения профессиональной подготовки по соответствующей программе и успешного прохождения квалификационного испытания по функции «Судовождение» в МКК.

  3. Ограничение в дипломе по функции 2 «Обработка и размещение груза», подтвержденное только на уровне эксплуатации, и ограничение для должности старшего помощника капитана и капитана, в том числе прибрежного плавания, «Только не грузовые суда» может быть снято после дублирования обязанностей, соответствующих диплому, на грузовом судне валовой вместимостью более 500 не менее трех месяцев или прохождения профессиональной подготовки по соответствующей программе и успешного прохождения квалификационного испытания по функции «Обработка и размещение груза» в МКК.

  4. Судовым механикам, имеющим ограничение в дипломе «Только суда с главными двигательными установками внутреннего сгорания» или «Только суда с главными двигательными паросиловыми установками», ограничение может быть снято после предоставления справок о плавании, подтверждающих стаж плавания не менее трех месяцев на судах с главной двигательной паросиловой установкой мощностью более 750 кВт и не менее трех месяцев стажа плавания на судах с главной двигательной установкой внутреннего сгорания с мощностью более 750 кВт или дублирования обязанностей, соответствующих диплому, в соответствии
    с занимаемой должностью не менее трех месяцев стажа плавания на судах с главной двигательной паросиловой установкой мощностью более 750 кВт и не менее трех месяцев стажа плавания на судах с главной двигательной установкой внутреннего сгорания с мощностью более 750 кВт или прохождения профессиональной подготовки по соответствующей программе и успешного прохождения квалификационного испытания в МКК.


VIII. Порядок выдачи квалификационных документов


  1. Оригиналы документов, удостоверяющих личность, свидетельств о прохождении профессиональной подготовки, другие документы, перечисленные в пункте 34 настоящего Положения, возвращаются их владельцам, а заверенные надлежащим образом копии вышеперечисленных документов хранятся в дипломном деле.

  2. Срок выдачи, продления, снятия ограничений квалификационного документа не должен превышать 10 суток с момента принятия заявления на получение квалификационного документа при условии оплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  3. В дипломы вносятся ограничения в зависимости от типа, назначения и валовой вместимости судов, района плавания и категории диплома глобальной морской системы связи при бедствии (далее - ГМССБ), типа и мощности главной двигательной установки, ношения очков слуха, и других ограничений по выполнению функций, предусмотренных Конвенцией ПДНВ.

  4. Подтверждения о признании дипломов, выданных иностранным государством - участником Конвенции ПДНВ, выдаются в срок, не превышающий трех месяцев с даты принятия заявления претендента. Подтверждение о признании диплома выдается на срок, не превышающий срока действия диплома. На время рассмотрения заявления о выдаче подтверждения к диплому претендент имеет право работать на судах, плавающих под Государственным флагом Российский Федерации.

  5. Выданные на основании Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания1 дипломы судоводителей признаются годными для плавания без захода в иностранные порты при наличии подтверждения проверки знаний Международных правил предупреждения столкновений судов 1972 года2 и системы навигационно-гидрографического обеспечения, установленной на данной акватории, во внутренних морских водах, в устьях рек, или в районах действия портовых правил, где осуществляется совместное плавание морских судов и судов внутреннего плавания.

  6. Выданные на основании Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания действующие дипломы механика, рефмеханика и электромеханика признаются действительными при работе на судах прибрежного плавания без захода судов в иностранные порты.

  7. При плавании в прибрежных водах, во внутренних морских водах, акваториях морских потов и подходах к ним, на судах прибрежного плавания лицам перечисленным в подпунктах 4 - 8 пункта 10 настоящего Положения, при наличии соответствующего профессионального образования или при прохождении специальной подготовки выдаются дипломы с правом эксплуатации главного двигателя. Такие дипломы признаются действительными только в прибрежном плавании без права захода в иностранные порты. Диплом механика, рефмеханика и электромеханика признаются действительным при эксплуатации судна смешанного (река-море) плавания по внутренним водным путям.

  8. При наличии дипломов и квалификационных свидетельств, выданных на основании Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, лица командного состава не судоводительской специальности и лица судовой команды, не несущие ходовой вахты на мостике, допускаются для работы на судах, эксплуатирующихся во внутренних морских водах, в устьях рек, внутренних водах, акваториях морских портов и подходах к ним, где осуществляется совместное плавание морских судов и судов внутреннего плавания, без права захода в иностранные порты.

  9. Срок действия диплома устанавливается до первой даты окончания действия любого свидетельства о прохождении тренажерной подготовки из перечисленных в бланке диплома в разделе «Обязательная специальная подготовка». В любом случае срок действия диплома не должен превышать пяти лет, начиная отсчет от очередной даты истечения срока его действия. Квалификационные свидетельства рядового состава морских судов являются бессрочными.

  10. Дипломы, выданные на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. № 576 «Об утверждении Положения о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации» и приказа Министерства морского флота СССР от 29 декабря 1983 г. № 276 «Об утверждении положения о званиях лиц командного состава морских судов и Правил выдачи дипломов и квалификационных свидетельств на звание лиц командного и рядового состава морских судов» действительны до окончания срока их действия, но не менее двух лет со дня вступления в силу настоящего Положения.

Квалификационные свидетельства признаются действительными для работы на морских судах любых типов и судах внутреннего водного транспорта.

  1. Лицам, получающим диплом капитана морских судов капитана морских судов валовой вместимостью более 3000, выдается отличительный нагрудный знак капитана морского судна. Лицам, получающим диплом старшего механика морских судов с мощностью главной двигательной установки 3000 кВт и более, выдается отличительный нагрудный знак старшего механика морского судна.


IХ. Особенности дипломирования членов экипажей морских судов, используемых для рыболовства


  1. Лица, прошедшие обучение в морских образовательных учреждениях, подведомственных Росрыболовству, и претендующие на занятие должности старшего помощника капитана и второго механика, а также капитана и старшего механика на морских судах, не используемых для рыболовства, должны пройти соответствующую профессиональную подготовку и квалификационные испытания в МКК.

  2. Лица, прошедшие обучение в морских образовательных учреждениях, подведомственных Росморречфлоту, и претендующие на занятие должности старшего помощника капитана и второго механика, а также капитана и старшего механика на морских судах, используемых для рыболовства, должны пройти соответствующую профессиональную подготовку и квалификационные испытания в МКК.

  3. Стаж плавания на судах рыбопромыслового флота засчитывается в целях обмена диплома или квалификационного свидетельства члена экипажа морского судна используемого для рыболовства на эквивалентный диплом или квалификационное свидетельство члена экипажа морского судна, а также для получения первичных квалификационных документов.

Х. Особенности дипломирования лиц, имеющих военно-морское образование и опыт плавания на кораблях и судах Военно-Морского Флота

и пограничных органов.


  1. Дипломирование лиц, имеющих профессиональное образование, полученное в военных образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов для Военно-Морского Флота и морских специалистов органов федеральной службы безопасности (далее - военно-морское образование), и дипломы, выданные капитанами морских портов Российской Федерации до выхода настоящего Положения, осуществляется на общих основаниях в соответствии с настоящим Положением.

  2. Лицам, имеющим военно-морское образование, первые морские дипломы выдаются на уровне ответственности «Эксплуатация».

  3. В дополнение к документам, перечисленным в главе V настоящего Положения, лица, имеющие военно-морское образование, представляют следующие документы:

диплом о военно-морском образовании;

документ, подтверждающий освоение программы дополнительной подготовки лица, по соответствующей специальности, либо диплом государственного образца о дополнительном профессиональном образовании специалиста по программам морских образовательных учреждений.

Морские дипломы лицам, имеющим военно-морское образование, и получившим дополнительное образование по программам морских образовательных учреждений, выдаются в соответствии с полученной квалификацией.

  1. В качестве подтверждения справок о плавании на морских судах или в дополнение к ним лица, имеющие военно-морское образование, представляют следующие документы, подтверждающие необходимый стаж плавания для получения дипломов:

судоводителей:

справка о стаже плавания на кораблях и судах Военно - Морского Флота, кораблях, судах и катерах пограничных органов (далее - военные корабли и государственные суда) не менее 24 месяцев за последние пять лет перед обращением за выдачей диплома в должностях: командир соединения (объединения) кораблей (судов), заместитель командира соединения (объединения) кораблей (судов), флагманский штурман, помощник флагманского штурмана соединения (объединения) кораблей (судов), офицер штурманской службы флота, командир корабля (капитан судна), старший помощник командира корабля (старший помощник капитана судна), помощник командира корабля (помощник капитана судна), командир штурманской боевой (судовой) части, командир (инженер) группы штурманской боевой части, вахтенный офицер;

судовых механиков:

справки о стаже плавания на военных кораблях и государственных судах с главной двигательной установкой мощностью не менее 750 кВт не менее 16 месяцев за последние пять лет перед обращением за выдачей диплома в должностях: начальника электромеханической службы (объединения, соединения, службы), начальника электромеханического отдела (отделения) управления (службы), помощника начальника электромеханической службы, командира электромеханической боевой части (дивизиона, группы) корабля (судна);

  1. В справке о плавании на военных кораблях и государственных судах (далее - справка о плавании) указывается с какого и по какое время лицо, предъявившее указанную справку, проходило службу на корабле (судне), наименование корабля (судна), должность и время фактического плавания в месяцах и днях с учетом междурейсовой стоянки или ремонта до одного месяца либо время плавания с исполнением обязанностей вахтенного офицера и совершал ли военный корабль (судно) выходы в море за пределы внутренних морских вод, акваторий морских портов и подходах к ним, а также районов прибрежного плавания за последние пять лет;

для судоводителей, радиоспециалистов и вахтенных матросов указывается водоизмещение корабля или судна;

для вахтенных механиков и вахтенных мотористов указывается тип главной двигательной установки и ее мощность.

Справка о плавании подписывается командиром корабля (капитаном судна), командиром соединения кораблей (судов) и руководителем подразделения кадров. Справка о плавании может быть составлена за весь период службы и подписана командиром соединения кораблей (судов) и руководителем подразделения кадров, либо по письменному заявлению лица уволенного в запас, военным комиссаром города или района. Справка о плавании заверяется печатью.

  1. Стаж плавания на военных кораблях (суда) засчитывается для получения дипломов в соответствии с настоящим Положением.

  2. Если корабль (судно) в период прохождения службы на нем службы судоводителя, претендующего на получение диплома, не совершал выхода за пределы внутренних морских вод, акваторий морских портов и подходов к ним, а также районов прибрежного плавания, то ему выдается диплом в соответствии с в подпунктами 4 - 7 пункта 10 настоящего Положения.

  3. Если лицо, имеющее военно-морское образование, не имеет за последние пять лет соответствующего стажа плавания в соответствии с настоящим Положением, представляется документ, подтверждающий освоение программы восстановительной подготовки лица, имеющего военно-морское образование, при длительном перерыве в работе по специальности.

  4. В требуемый стаж плавания включается стаж плавания и производственный стаж по судоремонту на военных кораблях и государственных судах в соответствующих должностях рядового и младшего командного состава, включая курсантскую практику. Указанный стаж плавания подтверждается надлежащим образом оформленными справками о плавании согласно пунктам 88 - 89 настоящего Положения. Производственный стаж по судоремонту подтверждается справками о прохождении производственной практики по судоремонту в соответствии с планами образовательных учреждений. Вместо прохождения производственной практики по судоремонту может быть выполнен 12-месячный стаж по судоремонту на военных кораблях, включая стаж службы на военных кораблях, находящихся в эксплуатации. Наличие данного производственного стажа по судоремонту подтверждается надлежащим образом оформленными справками о плавании с внесением в них записей об участии в работах по судоремонту.

  5. Выдача последующих морских дипломов и подтверждений к ним лицам, имеющим военно-морское образование, производится в соответствии с настоящим Положением.

При выдаче диплома старшего помощника капитана, второго механика, второго механика на судах с главной двигательной установкой мощностью менее 3000 кВт не менее шести месяцев общего стажа плавания необходимо на морских судах в должности вахтенного помощника капитана и вахтенного механика соответственно.

  1. Внесение ограничений в выдаваемые дипломы, а также их снятие осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

  2. Лицам, имеющим военно-морское образование, и прошедшим подготовку в период получения военно-морского образования на вахтенного офицера или несению вахты по обслуживанию главной двигательной установки, и не замещавших в период службы должности, указанные в пункте 88 настоящего Положения, для получения первичного диплома достаточно представить справку о плавании, в о прохождения практики в течении шести месяцев по несению вахты на ходовом мостике или по обслуживанию главной двигательной установки, судового злектрооборудования, судовой рефрижераторной остановки или радооборудования под руководством квалифицированного наставника и успешно сдать квалификационные испытания в МКК.

  3. Лицам, проходившим военную службу на военных кораблях и государственных судах на воинских должностях подлежащих замещению матросами, старшинами и мичманами выдаются следующие квалификационные свидетельства, в зависимости от полученной специальности:

вахтенного матроса - при наличии стажа плавания не менее четырех месяцев в составе: штурманской боевой части, ракетно-артиллерийской боевой части, в минно-торпедной боевой части, боевой части связи, боевой части управления, радиотехнической службы или боцманской команды;

вахтенного моториста - при наличии стажа плавания не менее четырех месяцев в составе экипажа по обслуживанию главной двигательной установки;

вахтенного электрика - при наличии стажа плавания с обслуживанием судового электрооборудования в не менее четырех месяцев;

судового повара - при наличии стажа плавания не менее шести месяцев
в течение последних трех лет.

  1. В дополнение к документам, установленным главой V настоящего Положения, лица, имеющие военно-морское образование и опыт плавания на кораблях (судах) Военно-Морского Флота, кораблях, судах и катерах пограничных органов, представляют следующие документы:

документ, удостоверяющий наличие соответствующей военно-учетной специальности, или документ о военно-морском образовании.

Лицам, отвечающим требованиям к получению дипломов, по их заявлению, выдаются квалификационные свидетельства соответствующих специальностей для лиц рядового состава.

  1. Квалификационные испытания специалистов, имеющих военно-морское образование и опыт плавания на военных кораблях и государственных судах, проводятся в соответствии с настоящим Положением.


ХI. Порядок аннулирования и приостановления действия дипломов,

подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств
в соответствии с пунктом 4 статьи 54 Федерального закона от 30 апреля
1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»


  1. Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено федеральным органом исполнительной власти в области транспорта или федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.

  2. Подтверждения к дипломам и квалификационным свидетельствам теряют силу по истечении срока действия подтвержденных диплома, квалификационного свидетельства, их изъятии или аннулировании либо приостановлении их действия.

  3. Изъятие, аннулирование или приостановление действия дипломов и квалификационных свидетельств может быть обжаловано в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  4. Выдача новых дипломов, подтверждений, удостоверяющих их выдачу и квалификационных свидетельств взамен утерянных, и в случае их порчи (повреждения), делающих их непригодными для дальнейшего использования, осуществляется капитаном морского порта, выдавшим данные документы.

  5. Срок приостановления действия дипломов, подтверждений, удостоверяющих их выдачу и квалификационных свидетельств исчисляется со дня их сдачи на хранение капитану морского порта.



1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207; 2001, № 22, ст. 2125; 2003, № 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 52 (1 ч.), ст. 5581; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 46, ст. 5557, № 50, ст. 6246; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 30, № 29, ст.625.

2 Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. № 871 «О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года», опубликовано в постановлениях Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, с. 64.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 371 «О Мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года».

3 Ратифицирована Указом Верховного Совета СССР от 18 июня 1969 г. № 3962-VII (Ведомости Верховного Совета СССР, 1969 , № 28, ст. 240). Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2002 г. № 659 «О мерах по реализации Конвенции МОТ № 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации».

1 Приказ Минтранса России от 3 декабря 1998 г. № 144 «Об утверждении и введении в действие форм дипломов судовых радиоспециалистов Глобальной морской системы связи при бедствии».

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997 г. № 813 «О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации 1997, № 27 ст. 3247).

1 Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. № 349 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания» (Собрание законодательства Российской Федерации 6 июня 2005 г., № 23, ст.2279).

2 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII.-М., 1979. С. 435-461. Конвенция вступила в силу для СССР 15 июля 1977 г., документ о присоединении СССР к Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 9 ноября 1973 г.



скачать файл | источник
просмотреть