Дикционные упражнения

Мимический треннинг


Упражнение №1(a). Раскрытие рта. Первым условием четкой, ясной речи является свободно и хорошо раскрывающийся рот. Исходное положение — рот закрыт, губы и челюсти расслабить, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Исполнение — произнесите звук [У] несколько раз без усилий и напряжения: ууууу. А теперь произнесите звук [А], рот раскройте в вертикальном направлении, нижняя челюсть опустится примерно на два пальца (≈ 3 см). Раскрывать рот на [А] надо мягкими, медленными движениями, Проделайте 5—6 раз.


Упражнение №2(a). Подтягивание верхней или нижней губы соответственно к верхним и нижним деснам. Исходное положение — рот закрыт, зубы сжаты, челюсти неподвижны. Исполнение — приподнимите верхнюю губу «на улыбке» к деснам верхних зубов, затем сомкните губы; оттяните нижнюю губу к деснам нижних зубов, затем сомкните губы. Повторите 5—6 раз.

Примечание. Следите, чтобы исходное положение — зубы сжаты, челюсти неподвижны — обязательно сохранялось.


Упражнение №3(а).Показать зубы. Исходное положение — рот закрыт, челюсти сжаты. Исполнение — одновременно приподнимите верхнюю и оттяните нижнюю губу, обнажив верхние и нижние зубы. Проделайте 5—6 раз.


Упражнение №4(a). Вытягивание губ — «хоботок». Исходное положение — рот закрыт, челюсти сжаты, неподвижны, губы «в хоботок» (звук [У]). Исполнение — повороты «хоботка» вправо, влево, вниз, вверх (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую — вправо, влево. Повторите 3—4 раза.



Упражнение №5(a). «Скольжение № 1». Исходное положение — рот полуоткрыт. Исполнение — натяните верхнюю губу на передние зубы, затем медленным, плавным движением приподнимите ее «на улыбку». Натяните нижнюю губу на нижние зубы, затем медленным, плавным движением оттяните ее вниз. Повторите 5—6 раз.


Упражнение №6(a). «Скольжение № 2». Исходное положение — рот полуоткрыт. Исполнение — одновременно натяните на зубы верхнюю и нижнюю губы, затем плавным, скользящим движением раскройте губы «на улыбку». Повторите 5—6 раз.


Упражнение №7(a). Тренировка языка. Исходное положение — язык укладывается «лоточком» во рту, кончик языка касается нижних зубов, рот раскрыт на два пальца (≈ 3 см), нижняя челюсть абсолютно неподвижна. Исполнение — кончик языка поднимите вверх — к твердому нёбу, потом вправо, влево — в щеку и снова верните в исходное положение. Повторите 4 раза.

Все упражнения на первых порах делайте с зеркалом, движения должны быть медленными и плавными. Если какие-то упражнения не получаются, не отчаивайтесь, снова и снова повторяйте их.

Техника речи

Для работы по укреплению и развитию голоса можно рекомендовать произнесение гласных звуков в различных сочетаниях:

и, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю

Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух

и-э, и-а, и-о, и-у

э-о, э-у, э-а, э-и

а-о, а-у, а-и, а-ы

о-ы, о-и, о-э, о-у

у-о, у-и, у-ы, у-а

иэаоуы (под ударением первый звук)

иэаоуы (под ударением второй звук)

иэаоуы (под ударением третий звук)

иэаоуы (под ударением четвертый звук)

иэаоуы (под ударением пятый звук)

иэаоуы (под ударением шестой звук)


Найдя правильное голосоначало (чистый, ясный звук без всякого напряжения), следует произносить эти сочетания в различном темпе, усиливая и ослабляя, повышая и понижая голос в процессе упражнения.Те же упражнения по технике речи можно проделывать, упражняя голос и дыхание на сонорных согласных звуках м, н, л, в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы.

Для выработки четкой и ясной дикции большую пользу могут принести упражнения по технике речи, смысл которых заключается в активном и отчетливом произнесении Упражнение №1. Би, бэ, ба, бо, бу, бы, бе, бя, бё, бю.

Упражнение №2.Пи, пэ, па, по, пу, пы, пе, пя, пё, пю.

Упражнение №3. Би-би, бэ-бэ, ба-ба, бо-бо, бу-бу и т. д.

Упражнение №4.Би-би-би, бэ-бэ-бэ, ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бы-бы-бы, бе-бе-бе, бя-бя-бя и т. д.

Упражнение №5.Би-би-би-би, бэ-бэ-бэ-бэ, ба-ба-ба-ба, бо-бо-бо-бо, бу-бу-бу-бу...

Упражнение №6.Бип, бэп, бап, боп, буп, бып, беп, бэп, бёп, бюп.

Упражнение №7.Би-бип, бэ-бэп, ба-бап...

Упражнение №8.Би-би-бип, бэ-бэ-бэп, ба-ба-бап, бо-бо-боп, бу-бу-буп...

Упражнение №9.Би-би-би-бип, бэ-бэ-бэ-бэп, ба-ба-ба-бап, бо-бо-бо-боп...

Упражнение №10.Биппи, бэппэ, баппа, боппо, буппу, быппы и т. д.

Упражнение №11. Би-биппи, бэ-бэппэ, ба-баппа, бо-боппо, бу-буппу, бы-быппы, бе-беппе, бя-бяппя и т. д.

Упражнение №12.Би-би-биппи, бэ-бэ-бэппэ, ба-ба-баппа, бо-бо-боппо, бу-бу-буппу, бы-бы-быппы и т. д.

Упражнение №13.Пибби, пэббэ, пабба, поббо, пуббу, пыббы и т. д.

Упражнение №14. Би-пибби, бэ-пэббэ, ба-пабба, бо-поббо, бу-пуббу, бы-пыббы, бе-пеббе и т. д.

Упражнение №15.Би-би-пибби, бэ-бэ-пэббэ, ба-ба-пабба, бо-бо-поббо, бу-бу-пуббу, бы-бы-пыббы и т. д.


Для тренировки звуков можно использовать пословицы, поговорки и скороговорки. Произносить их надо осмысленно, желательно вплетать в игровые ситуации, диалоги.


Не идем, а летим! ( представить что в руках мячик и кинуть его, на слове летим протянув букву «и»)

Мимо баров и бань.

Бей, барабан! Барабан, барабань!

Были рабы! Нет раба!

Баарбей! Баарбань! Баарабан!



Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Все приведенные таблицы, скороговорки и чистоговорки читаются сначала без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по несколько раз подряд, в различном темпе. Важно, чтобы упражнения в чтении таблиц и скороговорок сочетались с правильным дыханием.

























И-Э-А-О-У-Ы

БИ - БЭ - БА - БО - БУ - БЫ

ВИ - ВЭ - ВА - ВО - ВУ - ВЫ

ГИ - ГЭ - ГА - ГО - ГУ - ГЫ

ДИ - ДЭ - ДА - ДО - ДУ - ДЫ

ЖИ - ЖЕ - ЖА - ЖО - ЖУ - ЖИ

ЗИ - ЗЭ - ЗА - ЗО - ЗУ - ЗЫ

КИ - КЭ - КА - КО - КУ - КЫ

ЛИ - ЛЭ - ЛА - ЛО - ЛУ - ЛЫ

МИ - МЭ - МА - МО - МУ - МЫ

НИ - НЭ - НА - НО - НУ - НЫ

ПИ - ПЭ - ПА - ПО - ПУ - ПЫ

РИ - РЭ - РА - РО - РУ - РЫ

СИ - СЭ - СА - СО - СУ - СЫ

ТИ - ТЭ - ТА - ТО - ТУ - ТЫ

ФИ - ФЭ - ФА - ФО - ФУ - ФЫ

ХИ - ХЭ - ХА - ХО - ХУ - ХЫ

ЦИ - ЦЭ - ЦА - ЦО - ЦУ - ЦЫ

ЧИ - ЧЕ - ЧА - ЧО - ЧУ - ЧИ

ШИ - ШЕ - ША - ШО - ШУ - ШИ

ЩИ - ЩЕ - ЩА - ЩО - ЩУ - ЩИ


БАО - ПАО

ДАО - ТАО

ЗАО - САО

ГАО - КАО


БИП - БЭП - БАП - БОП - БУП - БЫП

ДИП - ДЭП - ДАП - ДОП - ДУП - ДЫП

БИБ - БЭБ - БАБ - БОБ - БУБ - БЫБ

ДИБ - ДЭБ - ДАБ - ДОБ - ДУБ - ДЫБ



ТАБЛИЦА ПБ



Односложные сочетания


ПТКУ — ПТКО — ПТКА — ПТКЭ — ПТКИ — ПТКЫ

БДГУ — БДГО БДГА БДГЭ БДГИ — БДГЫ

КПТУПТ — КПТОПТ — КПТАПТ — КПТЭПТ — КПТИПТ — КПТЫПТ

ГБДУПТ — ГБДОПТ — ГБДАПТ — ГБДЭПТ — ГБДИПТ — ГБДЫПТ

ТПКУПТ — ТПКОПТ — ТПКАПТ — ТПКЭПТ — ТПКИПТ — ТПКЫПТ

ДБГУПТ — ДБГОПТ — ДБГАПТ — ДБГЭПТ — ДБГИПТ — ДБГЫПТ


Двусложные сочетания


ПРУШ — ПУС ПРОШ — ПОС ПРАШ — ПАС

ПРЭШ — ПЭС ПРИШ — ПИС ПРЫШ — ПЫС

БРУШ — ПУС БРОШ — ПОС БРАШ — ПАС

БРЭШ — ПЭС БРИШ — ПИС БРЫШ — ПЫС

ПТКУ — БДГУ ПТКО — БДГО ПТКА — БДГА

ПТКЭ — БДГЭ ПТКИ — БДГИ ПТКЫ — БДГЫ


Трехсложные сочетания


ПТКУ — ПУ — РУЦ ПТКО — ПО — РОЦ ПТКА — ПА — РАЦ

ПТКЭ — ПЭ — РЭЦ ПТКИ — ПИ — РИЦ ПТКЫ — ПЫ -РЫЦ

БДГУ — БУ — ДУЦ БДГО — БО — ДОЦ БДГА — БА — ДАЦ

БДГЭ — БЭ — ДЭЦ БДГИ — БИ — ДИЦ БДГЫ — БЫ —ДЫЦ

ПРУ — ПУ — БУСТ ПРО — ПО — БОСТ ПРА — ПА — БАСТ

ПРЭ — ПЭ — БЭСТ ПРИ — ПИ — БИСТ ПРЫ — ПЫ -БЫСТ


СКОРОГОВОРКИ П — Б


1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

3. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

4. Для своих бобрят все бобры добры.

5. Убил бобра, да не добыл добра.

6. Пришел Прокоп кипит укроп, ушел Прокоп кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

7. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

8. Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!»

9. Стоит копна с подприкопёночком.

10. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича.

11. Бобыль Бобров добыл бобров.

12. Пётр Петру пироги пёк.



ТАБЛИЦА В — Ф



Односложные сочетания


ФСПУ — ФСПО — ФСПА — ФСПЭ — ФСПИ — ФСПЫ

ВЗБУ — ВЗБО — ВЗБА — ВЗБЭ — ВЗБИ — ВЗБЫ

ФПРУСТ — ФПРОСТ — ФПРАСТ — ФПРЭСТ — ФПРИСТ — ФПРЫСТ

ВБРУСТ — ВБРОСТ — ВБРАСТ — ВБРЭСТ — ВБРИСТ — ВБРЫСТ

ФСКРУС — ФСКРОС — ФСКРАС — ФСКРЭС — ФСКРИС — ФСКРЫС

ВЗГРУС — ВЗГРОС — ВЗГРАС — ВЗГРЭС — ВЗГРИС — ВЗГРЫС


Двусложные сочетания


ВРУВЛ — ФУР ВРОВЛ — ФОР ВРАВЛ — ФАР

ВРЭВЛ — ФЭР ВРИВЛ — ФИР ВРЫВЛ — ФЫР

ФРУ — ФРУВЛ ФРО — ФРОВЛ ФРА — ФРАВЛ

ФРЭ — ФРЭВЛ ФРИ — ФРИВЛ ФРЫ — ФРЫВЛ

ВРУВЛ — ФРУВЛ ВРОВЛ — ФРОВЛ ВРАВЛ — ФРАВЛ

ВРЭВЛ — ФРЭВЛ ВРИВЛ — ФРИВЛ ВРЫВЛ — ФРЫВЛ


Трехсложные сочетания


ВЗБУ — ВУ — НУС ВЗБО — ВО — НОС ВЗБА — ВА — НАС

ВЗБЭ — ВЭ — НЭС ВЗБИ — ВИ — НИС ВЗБЫ — ВЫ — НЫС

ВЗДРУЖ — БУ — ФУС ВЗДРОЖ — БО — ФОС ВЗДРАЖ — БА — ФАС

ВЗДРЭЖ — БЭ — ФЭС ВЗДРИЖ — БИ — ФИС ВЗДРЫЖ — БЫ — ФЫС


СКОРОГОВОРКИ В — Ф


1. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

2. Водовоз вёз воду из-под водопровода.

3. Разнервничавшаяся Варвара разнервничала в Вавилоне Вавилу Вавилонейского.

4. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.

5. Фельдфебель и ефрейтор метят в фельдмаршалы.

6. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

7. Франт с франтом фехтовали за два франка.

8. Вязью вязал вяз долговяз.

9. Варвара варево варила-сываривала, варила-вываривала, да не выварила.

10. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

11. Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

12. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

13. На улице Феофан, Феофанов брат, Феофанов деверь. А мне не до Феофана, не до Феофанова брата, не до Феофанова деверя.

14. Взвинчен и взведён развесёлый взводный.







ТАБЛИЦА К, Г, X



Односложные сочетания


ГРУСТ — ГРОСТ — ГРАСТ — ГРЭСТ — ГРИСТ — ГРЫСТ

ХРУСТ — ХРОСТ — ХРАСТ — ХРЭСТ — ХРИСТ — ХРЫСТ

КРУКТ — КРОКТ — КРАКТ — КРЭКТ — КРИКТ — КРЫКТ

ГЗУМЦ — ГЗОМЦ — ГЗАМЦ — ГЗЭМЦ — ГЗИМЦ — ГЗЫМЦ

ХМУРЦ — ХМОРЦ — ХМАРЦ — ХМЭРЦ- ХМИРЦ — ХМЫРЦ

КЛУКЦ — КЛОКЦ — КЛАКЦ — КЛЭКЦ — КЛИКЦ — КЛЫКЦ


Двусложные сочетания

ХУМ — МУХ ХОМ — МОХ ХАМ — МАХ

ХЭМ — МЭХ ХИМ — МИХ ХЫМ — МЫХ

ТУК — КУСТ ГОК — КОСТ ГАК — КАСТ

ГЭК — КЭСТ ГИК — КИСТ ГЫК — КЫСТ

КРУ — КУСТ КРО — КОСТ КРА — КАСТ

КРЭ — КЭСТ КРИ — КИСТ КРЫ — КЫСТ


Трехсложные сочетания


ГРУ — ГРУ — БУСТ ГРО — ГРО — БОСТ ГРА — ГРА — БАСТ

ГРЭ — ГРЭ — БЭСТ ГРИ — ГРИ — БИСТ ГРЫ — ГРЫ — БЫСТ

ВЗГРУС — НУ — ТУС ВЗГРОС — НО — ТОС ВЗГРАС — НА — ТАС

ВЗГРЭС — НЭ — ТЭС ВЗГРИС — НИ — ТИС ВЗГРЫС — НЫ — ТЫС

ХРУСТ — ХУ — ХУСТ ХРОСТ — ХО — ХОСТ ХРАСТ — ХА — ХАСТ

ХРЭСТ — ХЭ — ХЭСТ ХРИСТ — ХИ — ХИСТ ХРЫСТ — ХЫ — ХЫСТ



СКОРОГОВОРКИ К-Г-X


1. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

2. Краб крабу сделал грабли.

3. У ёлки иголки, иголки - колки.

4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

5. Купи кипу пик! Купи кипу пик!

6. Хвалю халву! Хвалю халву!

7. Хорь глух и глуп, а хориха глупа и глуха.

8. Глухариха глуха, но не глупа.

9. Архип охрип, Осип осип. Не надо Архипу кричать до хрипу.

10. Наш голова вашего голову переголовил, перевыголовил.

11. Клюёт курица крупку, курит турок трубку.

12. Хорохорились хорьки: ха-ха-ха, да хи-хи-хи.

13. Хавронья хворала, хавронья хирела, Хавронья совсем на халву не смотрела.

14. Ткёт ткач ткани на платки Тане.

15. Волховал волхв в хлеву с волхвами.




ТАБЛИЦА С—З—Ц



Односложные сочетания


СТРУМ СТРОМ СТРАМ СТРЭМ СТРИМ СТРЫМ

ЗДРУМ ЗДРОМ ЗДРАМ ЗДРЭМ ЗДРИМ ЗДРЫМ

УСТР ОСТР — АСТР ЭСТР ИСТР ЫСТР

ЗУСТ ЗОСТ ЗАСТ ЗЭСТ ЗИСТ ЗЫСТ

ЦВУМ ЦВОМ ЦВАМ ЦВЭМ ЦВИМ ЦВЫМ

ЦМУСТ ЦМОСТ ЦМАСТ ЦМЭСТ ЦМИСТ ЦМЫСТ


Двусложные сочетания


СУС МУСТ СОС МОСТ САС — МАСТ

СЭС — МЭСТ СИС — МИСТ СЫС — МЫСТ

ЗБРУ — КУС ЗБРО — КОС ЗБРА КАС

ЗБРЭ — КЭС ЗБРИ КИС ЗБРЫ КЫС

СЦУ — ГУЛЬЦ СЦО — ГОЛЬЦ СЦА — ГАЛЬЦ

СЦЭ — ГЭЛЬЦ СЦИ ГИЛЬЦ СЦЫ ГЫЛЬЦ


Трехсложные сочетания


СТРУ ТУС МУС СТРО ТОС МОС СТРА ТАС МАС

СТРЭ ТЭС МЭС СТРИ ТИС МИС СТРЫ ТЫС МЫС

ЗДРУ ДУ ЗУСТ ЗДРО ДО ЗОСТ ЗДРА ДА ЗАСТ

ЗДРЭ ДЭ ЗЭСТ ЗДРИ ДИ ЗИСТ ЗДРЫ ДЫ ЗЫСТ

ЦВУН ЧУН ЦУН ЦВОН ЧОН ЦОН ЦВАН ЧАН ЦАН

ЦВЭН ЧЕН ЦЭН ЦВИН ЧИН ЦЫН ЦВЫН ЧИН ЦЫН



СКОРОГОВОРКИ С — З—Ц


1. У осы не усы не усищи, а усики.

2. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

3. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

4. Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой.

5. По семеро в саниуселися сами.

6. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза развалился кузов.

7. Жал Зямка замшу в замке.

8. Пошел спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар.

9. Всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

10. Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

11. Около колодца кольцо не найдётся.

12. Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.

13. Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

14. Из соседнего колодца целый день водица льётся.

15. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.

ТАБЛИЦА Ж — Ш



Односложные сочетания


ШТРУ — ШТРО ШТРА — ШТРЭ — ШТРИ — ШТРЫ

ЖДРУ — ЖДРО — ЖДРА — ЖДРЭ — ЖДРИ — ЖДРЫ

ШМУСТ — ШМОСТ — ШМАСТ — ШМЭСТ — ШМИСТ — ШМЫСТ

ЖМУСТ — ЖМОСТ — ЖМАСТ — ЖМЭСТ — ЖМИСТ — ЖМЫСТ

ШРУСТ — ШРОСТ — ШРАСТ — ШРЭСТ — ШРИСТ — ШРЫСТ

ЖРУСТ — ЖРОСТ — ЖРАСТ — ЖРЭСТ — ЖРИСТ ЖРЫСТ


Двусложные сочетания


ШТРУЦ — МУЦ ШТРОЦ — МОЦ ШТРАЦ — МАЦ

ШТРЭЦ — МЭЦ ШТРИЦ — МИЦ ШТРЫЦ — МЫЦ

ЖДРУЦ — МУЦ ЖДРОЦ — МОЦ ЖДРАЦ — МАЦ

ЖДРЭЦ — МЭЦ ЖДРИЦ — МИЦ ЖДРЫЦ — МЫЦ

ФШУС — ЖУС ФШОС — ЖОС ФШАС — ЖАС

ФШЕС — ЖЕС ФШИС — ЖИС ФШИС — ЖИС


Трехсложные сочетания


ШТУТ — ГУРТ — ШУРТ ШТОТ — ГОРТ — ШОРТ ШТАТ — ГАРТ — ШАРТ

ШТЭТ — ГЭРТ — ШЕРТ ШТИТ — ГИРТ — ШИРТ ШТЫТ — ГЫРТ — ШИРТ

ЖДУТ — КУС — ЖУС ЖДОТ — КОС — ЖОС ЖДАТ — КАС — ЖАС

ЖДЭТ — КЭС — ЖЕС ЖДИТ — КИС — ЖИС ЖДЫТ — КЫС — ЖИС

ШТУР — МУ — БУРТ ШТОР — МО — БОРТ ШТАР — МА — БАРТ

ШТЭР — МЭ — БЭРТ ШТИР — МИ — БИРТ ШТЫР — МЫ — БЫРТ


СКОРОГОВОРКИ Ш—Ж


1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

2. Шагал шакал с кошёлкой, нашёл кушак из шёлка.

3. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шутливо шарят гроши.

4. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

5. Ваш жеребёнок ржёт во ржи и жрёт во ржи.

6. Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужа стал уже, ужа ужица съест на ужин.

7. Ложечка ты моя, желобоковыгибистая.

8. В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

9. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

10. Жутко жуку жить на суку.

11. У ежа ежата, у ужа ужата.

12. Яшма в замше замшела.

13. У Верки-вертушки во рту две ватрушки.

14. Самшит, самшит! Ты крепко сшит!

15. На крылечке, на приступочке Шура с Сашей шутят шуточки.

16. С мышками во ржи подружились ежи. Ушли в камыши, и во ржи ни души.

ТАБЛИЦА Ч—Щ



Односложные сочетания


ЧТУ — ЧТО — ЧТА — ЧТЭ — ЧТИ — ЧТЫ

ЧВУНЦ — ЧВОНЦ — ЧВАНЦ — ЧВЭНЦ — ЧВИНЦ — ЧВЫНЦ

ЧРЮК — ЧРЁК — ЧРЯК — ЧРЕК — ЧРИК — ЧРИК

ЧЛУНС — ЧЛОНС — ЧЛАНС — ЧЛЭНС — ЧЛИНС — ЧЛЫНС

ЩУЧ — ЩЁЧ — ЩАЧ — ЩЕЧ — ЩИЧ — ЩИЧ

ЧУЩ — ЧОЩ — ЧАЩ — ЧЕЩ — ЧИЩ — ЧИЩ


Двусложные сочетания


ЧТУ — ЧУМ ЧТО — ЧОМ ЧТА — ЧАМ

ЧТЭ — ЧЕМ ЧТИ ЧИМ ЧТЫ — ЧИМ

ЧНУ — ЧУЩ ЧНО ЧОЩ ЧНА ЧАЩ

ЧНЭ ЧЕЩ ЧНИ — ЧИЩ ЧНЫ ЧИЩ

ЩУ — КУС ЩЁ КОС ЩА — КАС

ЩЕ —КЭС ЩИ — КИС ЩИ — КЫС


Трехсложные сочетания


КРЮЧ — МЮ — ЧУЧ КРЁЧ — МЁ — ЧЁЧ КРЯЧ — МЯ — ЧАЧ

КРЕЧ — МЕ — ЧЕЧ КРИЧ — МИ — ЧИЧ КРИЧ — МИ — ЧИЧ

ЧУК — ЧУР — ЧУК ЧОК — ЧОР — ЧОК ЧАК — ЧАР — ЧАК

ЧЕК — ЧЕР — ЧЕК ЧИК — ЧИР — ЧИК ЧИК — ЧИР — ЧИК

ЩУЛ — КУ — МУЧ ЩЁЛ — КО — МОЧ ЩАЛ — КА — МАЧ

ЩЕЛ — КЭ — МЭЧ ЩИЛ — КИ — МИЧ ЩИЛ — КЫ — МЫЧ



СКОРОГОВОРКИ Ч—Щ


1. Плавниками трепеща, ходит щука вкруг леща. Тщетно тщится щука ущемить леща.

2. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

3. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

4. Течёт речка, печёт печка.

5. По Чите течёт Читинка.

6. Щипцы да клещи вот наши вещи.

7. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

8. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто.

9. Четыре с четвертью четверика чечевицы без червоточины.

10. У гусыни усов ищи не ищи, не сыщешь.

11. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины, говорили про покупки, про крупу, да про подкрупки.

12. Уточка — вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.


ТАБЛИЦА М-Н-Л-Р



Односложные сочетания


МНУР — МНОР — МНАР — МНЭР — МНИР — МНЫР

НМУР — НМОР — НМАР — НМЭР — НМИР — НМЫР

МЛРУ — МЛРО — МЛРА — МЛРЭ — МЛРИ — МЛРЫ

ЛРУМ — ЛРОМ — ЛРАМ — ЛРЭМ — ЛРИМ — ЛРЫМ

ВРУВЛ — ВРОВЛ — ВРАВЛ — ВРЭВЛ — ВРИВЛ — ВРЫВЛ

МНУЛР — МНОЛР — МНАЛР — МНЭЛР — МНИЛР — МНЫЛР


Двусложные сочетания


ФЛУ — ВЛУР ФЛО — ВЛОР ФЛА — ВЛАР

ФЛЭ — ВЛЭР ФЛИ — ВЛИР ФЛЫ — ВЛЫР

ЛКУ — ЛГУН ЛКО — ЛГОН ЛКА — ЛГАН

ЛКЭ — ЛГЭН ЛКИ — ЛГИН ЛКЫ — ЛГЫН

ЛРУ — РЛУ ЛРО — РЛО ЛРА — РЛА

ЛРЭ — РЛЭ ЛРИ — РЛИ ЛРЫ — РЛЫ


Трехсложные сочетания


ЛЮ — ЛЮ — ЛЮЛЬ ЛЁ — ЛЁ — ЛЁЛЬ ЛЯ — ЛЯ — ЛЯЛЬ

ЛЕ — ЛЕ — ЛЕЛЬ ЛИ — ЛИ — ЛИЛЬ ЛИ — ЛИ — ЛИЛЬ

ЛВУН — ЛУ — МУН ЛВОН — ЛО — МОН ЛВАН — ЛА — МАН

ЛВЭН — ЛЭ — МЭН ЛВИН — ЛИ — МИН ЛВЫН — ЛЫ — МЫН

ЛБУР — МУ — БУР ЛБОР — МО — БОР ЛБАР — МА — БАР

ЛБЭР — МЭ — БЭР ЛБИР — МИ — БИР ЛБЫР — МЫ — БЫР



СКОРОГОВОРКИ М-Н-Л-Р


1. Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала.

2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

3. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

4. Король-орёл. Король-орёл. Король-орёл.

5. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

6. Около кола колокола, а около ворот коловорот.

7. Не жалела мама мыла. Молча Милу мылом мыла. Мила мыло не любила.

8. А мне не до недомогания.

9. Козёл-мукомол, кому муку молол, а кому не молол.

10. Коваль ковал коня, конь копытом коваля, коваль кнутом коня.

11. Около кола вьюн и хмель вьются-перевиваются, вьются-перевиваются.

12. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.


ТАБЛИЦА Р-Р'



Односложные сочетания


ТРУ — ТРО — ТРА — ТРЭ — ТРИ — ТРЫ

ДРУ — ДРО — ДРА — ДРЭ — ДРИ — ДРЫ

ТРЮРЬ — ТРЁРЬ — ТРЯРЬ — ТРЕРЬ — ТРИРЬ — ТРИРЬ

ДРЮРЬ — ДРЁРЬ — ДРЯРЬ — ДРЕРЬ — ДРИРЬ — ДРИРЬ

ШРУ — ШРО — ШРА — ШРЭ — ШРИ — ШРЫ

ЖРУ — ЖРО — ЖРА — ЖРЭ — ЖРИ — ЖРЫ


Двусложные сочетания

ЛРЮ — РЮРЬ ЛРЁ — РЁРЬ ЛРЯ — РЯРЬ

ЛРЕ — РЕРЬ ЛРИ — РИРЬ ЛРИ — РИРЬ

РЖУ — ЖРУ РЖО — ЖРО РЖА — ЖРА

РЖЭ — ЖРЭ РЖИ — ЖРИ РЖИ — ЖРЫ

ВРЮ — ФРЮ ВРЁ — ФРЁ ВРЯ — ФРЯ

ВРЕ — ФРЕ ВРИ — ФРИ ВРИ — ФРИ


Трехсложные сочетания


КРЮЧ — МЮ — ЧУР КРЁЧ — МЁ — ЧЁР КРЯЧ — МЯ — ЧАР

КРЕЧ — МЕ — ЧЕР КРИЧ — МИ — ЧИР КРИЧ — МИ — ЧИР

ТРУ — ДУ — НУР ТРО — ДО — НОР ТРА — ДА — НАР

ТРЭ — ДЭ — НЭР ТРИ — ДИ — НИР ТРЫ — ДЫ — НЫР

РСУ — РСУ — НУРС РСО — РСО — НОРС РСА — РСА — НАРС

РСЭ — РСЭ — НЭРС РСИ — РСИ — НИРС РСЫ — РСЫ — НЫРС

СКОРОГОВОРКИ Р-Р'


1. На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров. Дрова надо выдворить на дровяной двор.

2. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

3. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали.

4. Клара-краля кралась к Ларе.

5. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилось.

6. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

7. На горе Арарат растёт крупный виноград.

8. Тарелка с траулера Тауэр стоит талер.

9. Курьера курьер обгоняет в карьер.

10. Жри во ржи, да не ржи во ржи.

11. Либретто Риголетто! Либретто Риголетто!

12. Интервьюер интервента интервьюировал.

13. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

14. Из-под пригорка, из-под подвыподверта зайчик приподвыподвернулся.



ТАБЛИЦА Т'—Д'



Односложные сочетания


ТЮТЬ — ТЁТЬ — ТЯТЬ — ТЕТЬ — ТИТЬ — ТИТЬ

ДЮТЬ — ДЕТЬ — ДЯТЬ — ДЕТЬ — ДИТЬ — ДИТЬ

ЮТЮ — ЁТЁ — ЯТЯ — ЕТЕ — ИТИ — ИТИ

ЮДЮ — ЁДЁ — ЯДЯ — ЕДЕ — ИДИ — ИДИ

СТЮСЬ — СТЁСЬ — СТЯСЬ — СТЕСЬ — СТИСЬ — СТИСЬ

ЗДЮТЬ — ЗДЁТЬ — ЗДЯТЬ — ЗДЕТЬ — ЗДИТЬ — ЗДИТЬ


Двусложные сочетания


ЛТЮ — ЛТЮ ЛТЁ — ЛТЁ ЛТЯ — ЛТЯ

ЛТЕ — ЛТЕ ЛТИ — ЛТИ ЛТИ — ЛТИ

ЛДЮ — ЛДЮ ЛДЁ — ЛДЁ ЛДЯ — ЛДЯ

ЛДЕ — ЛДЕ ЛДИ — ЛДИ ЛДИ — ЛДИ

КТЮ — МТЮ КТЁ — МТЁ КТЯ — МТЯ

КТЕ — МТЕ КТИ — МТИ КТИ — МТИ


Трехсложные сочетания

ЖДЮ — ШТЮ — НУС ЖДЁ — ШТЁ — НОС ЖДЯ — ШТЯ — НАС

ЖДЕ — ШТЕ — НЭС ЖДИ — ШТИ — НИС ЖДИ — ШТИ — НЫС

РТЮ — ТЮ — РЮРЬ РТЁ — ТЁ — РЁРЬ РТЯ — ТЯ — РЯРЬ

РТЕ — ТЕ — РЕРЬ РТИ — ТИ — РИРЬ РТИ — ТИ — РИРЬ

РДЮ — ДЮ — РЮРЬ РДЁ — ДЁ — РЁРЬ РДЯ — ДЯ — РЯРЬ

РДЕ — ДЕ — РЕРЬ РДИ — ДИ — РИРЬ РДИ — ДИ — РИРЬ



СКОРОГОВОРКИ Т'—Д'



1. Тетерев сидел на дереве, под деревом тень тетерева.

2. Тетёрка с тетеревятами, тетёрка с тетеревятами.

3. В один, Клим, клин колоти!

4. В карете корнет играл на кларнете.

5. Грабли грести, метла мести.

6. Говорил Терентий про покупки, а Терентьиха про подкрутки.

7. Просо реденько, так и каша жиденька.

8. Есть Федька с водкой редьку. Ест водка Федьку с редькой.

9. У нас гость унес трость.

10. Наш деготник вашего деготника передеготнит, перевыдеготнит.

11. В редьке три блюда: редька триха, да редька ломтиха, да редечка так.

12. Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит.

13. Тать у татя украл утятя, украл утятя тать у татя.

14. Тигр бывает тих с тигрицей, так как сам её боится.






ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕКСТЫ


Саша с Машей

Съели сахар,

Сашу с Машей

Съел комар!


Шорох, запах, голос,

Что-то шепчет колос,

Где-то сена ворох -

Это лета шорох.


Комар - богач

Большой ловкач.

Бобыль просил ночлег,

Хотел свершить побег.


Чемодан


У меня на кухне диван,

За диваном стоит чемодан.

В чемодане - игра «Магазин»,

А в нем продают сахарин.

А еще там есть батальон,

А за ним идет почтальон,

Письма несет, спешит

И про себя говорит:

работа, растяпа, баранка,

корова, собака, болванка,

дорога, колонна, пороша,

раззява, растяпа, калоша.


Завтракала курочка,

Милочка и дурочка.

Поклевала колосок,

Разбудила голосок.


Корова, Собака, Забота -

За ними - большая работа.

Дорога, а в поле картошка,

Болото, там зреет морошка.


На работу растяпа идет -

Аппетитно баранку жует.






Как поеду на охоту,

Прихвачу я шарабан,

Барабаны брать не буду,

Но зато возьму капкан.

Все капканы тараканы

обегают стороной,

И ни зайцы, ни бараны

не заходят в дом родной.





Как-то я попал в водоворот,

И сломался у меня водопровод -

Получился вот такой коловорот...


Взял я булочку,

Положил на форточку -

Получилась корочка!


Там сидят карелочки,

Там сидят татарочки -

Прямо из тарелочки

Кушают бараночки.


Сопроводить, восстановить, растормошить -

Без говора мне нужно говорить,

А если с говором скажу: «водоворот», -

Всю жизнь придется мне чинить водопровод...


Водопровод


Водопровод - кричали люди,

Коловорот - кричал рыбак.

Восстановить - кричал раззява,

Боготворить - кричал чудак.


Водоворот, коловорот, водопровод -

Дружно идет на работу народ.


Марафон


Балалайка бежит впереди,

Канарейка бежит позади,

Замарашка тащится сзади,

Барабашка осталась в засаде.



СКОРОГОВОРКИ И ЧИСТОГОВОРКИ


Жили-были три японца:

Як,

Як-Цин-Драк,

Як-Цин-Драк-Циндрони.

Жили-были три японки:

Циби,

Циби-Дриби,

Циби-Дриби-Дримпомпони.

Вот женился

Як на Циби,

Як-Цин-Драк на Циби-Дриби,

Як-Цин-Драк-Циндрони на Циби-Дриби-Дримпомпони.

Родились у них дети:

Шах у Циби,

Шах-Шарах у Циби-Дриби,

Шах-Шарах-Шарони у Циби-Дриби-Дримпомпони.


* * *

33 Егорки бежали с горки, а три дровосека, три дроворуба, да три дровокола стояли, да покуривали, да спорили, мол вылит колокол да не поколоколовски, сшит колпак да не поколпаковски, надо мол колокол переколоковать перевыколоковать, надо, дескать, колпак переколпакавать перевыколпаковать.



* * *

В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра
кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду - выдру в тундру, ядра в вёдра.


* * *

На мели мы налима лениво ловили,
И меняли налима мы вам на линя,
О любви не меня ли вы мило молили
и в туманы лимана манили меня...


* * *

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но заскороговошившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.


* * *

Пришлёл Прокоп кипел укроп,Ушёл Прокоп кипел укроп, Как при прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп)))


* * *

Я человек фентикультяпистый. Могу фентикультипнуть. Могу выфентикультипнуть





* * *

C точки зpения банальной эpyдиции каждый индивидyyм, кpитически мотивиpyющий абстpакцию, не может игноpиpовать кpитеpии yтопического сyбьективизма, концептyально интеpпpетиpyя общепpинятые дефанизиpyющие поляpизатоpы, поэтомy консенсyс, достигнyтый диалектической матеpиальной классификацией всеобщих мотиваций в паpадогматических связях пpедикатов, pешает пpоблемy yсовеpшенствования фоpмиpyющих геотpансплантационных квазипyзлистатов всех кинетически коpеллиpyющих аспектов.



* * *

Панама на голову наглого ниггера, голова наголо, выговори.
Вы главари, тогда в оригинале попробуйте выговорить и на ритм
Прибиты рэпом орите при этом любители этого трека
Стритового бита, дебильного бэка, припевов и пары куплетов


* * *

Дело было в Вавилоне, расчувствовавшаяся вавилонянка Варвара расчувствовала в Вавилоне нерасчувствовавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонского


* * *

Около кола колокола,около ворот коловорот


* * *

Те, кто водят хороводы ≈ хороводоводы. Те, кто изучают творчество хороводоводов ≈ хороводоводоведы. Те, кто любят читать хороводоводоведов ≈ хороводоводоведофилы.

Те, кто ненавидит и боится хороводоводоведофилов ≈ хороводоводоведофилофобы.

Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов ≈ хороводоводоведофилофобофаги.

Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами -антихороводоводоведофилофобофаги.

Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов - квазиантихороводоводоведофилофобофаги.

А если квазиантихороводоводоведофилофобофаг заберется на Эйяфьядлайокудль ≈ он станет ОбоквазиАнтиХороводоВодоВедоФилоФобоФагоЭйяфьядлайокудленным



* * *

Собирала Маргарита маргаритки на горе,растеряла Маргарита маргаритки на траве...


* * *

Тощий немощный Кощей,
Тащит ящик овощей.


* * *

Выхухоль за выхухолицей вызахухолился

* * *

Кум Гаврила, кум Гаврила.
Я Гавриле говорила
Веретена не точены
В бане веники мочены


* * *

Амарантовых арок аллеи ароматом магнолий манили, маячки мягких ягод малины между мачтами мальв пламенели.


* * *

То ли Боря приобрел для Толи рулон толя, то ли Толя приобрел для Бори рулон толя.



* * *

Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко лечит ларингиты.


* * *

Во дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали


* * *

Галыгин на Галкина Глядел да не углядел а выглядел когда Галкин на Гальцева выглядывал


* * *

Наши поезда самые поездатые поезда в мире
и ни какие поездатые поезда не перепоездят
наши поездатые поезда по поездатости))


* * *

"Разнерничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинствоим изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко- выколачиватели!"


* * *

Депрессивная принцесса
Третий день под прессом стресса:
Не желает пить эспрессо,
Не глядит на круассан,
Мусс не ест, теряет массу
И с тоской глядит на трассу -
Ждёт, когда же принц Инкассо
К ней примчится, сев в "Ниссан".
На виски себе принцесса,
Ставит в день по два компресса.
Рядом фрейлина Агнесса:
"Не прочесть ли Вам эссе?
Может быть, Торквато Тассо?
Мемуары о Пикассо?
Или что иного класса -
Мопассан, Руссо, Мюссе?"
Ну а принц, забыв принцессу,
Классом "люкс" летит в Одессу
И к любовному эксцессу
Он склоняет стюардесс -
И не мыслит о принцессе
И о свадебном процессе.
Ведь лицом принцесса - Несси,
Что из озера Лох-Несс.

* * *

«Лигурия»

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга - бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех - не смех - не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, - вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова - не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки скок, Сеньку - в бок, Соньку - в лоб, все - в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же - Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки - аккурат в медовик, но ей не до медовика - Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, - перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что - вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа - ужата, а у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,
да так, что даже Константин - зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка - не пытка».


Весна

Солнце пригрело. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов. Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу. Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги. Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.

Лето

Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.

Осень

Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.

Зима

Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.
Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

В лесу

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

В зоопарке

Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица.

Грибы

Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.

Летние каникулы

Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы.



Четыре бабочки

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка - на мак. Желтая - на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.

Котенок

У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти.
Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате:
- Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее.
Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Они отвлеклись, а котенок играл один. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «quot;Назад, назад!»quot; - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, глупый. Сгорбил спину и смотрит на собак.
Собаки хотели схватить котенка, но Вася подбежал, упал животом на котенка и закрыл его от собак.

Пушок и Машка

У Саши собака Пушок. У Даши - кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка - мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка - на кушетке. Даша сама шьет для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.

Привал

Боря, Паша и Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошлик рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой.

Журавли

Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек. Гнеда строят прямо на земле. Журавель кружит над гнездом, охраняет его.
В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в теплые страны.

Друзья

У Сережи и Захара живет собака Дружок. Дети любят заниматься с Дружком, учить его. Он уже умеет служить, лежать, приносить в зубах палку. Когда ребята зовут Дружка, он бежит к ним, звонко лая. Сережа, Захар и Дружок хорошие друзья.

Ёжик

Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.



Чужое яичко

Старушка поставила корзинку с яичками в укромное местечко и посадила на них курочку.
Сбегает курочка водички попить, да зернышек поклевать и опять на место, сидит, квохчет. Стали из яичек птенчики выклевываться. Выскочит цыпленок из скорлупки и давай бежать, червячков искать.
Попало к курочке чужое яичко - оказался там утенок. Подбежал он к речке и поплыл, как клочок бумаги, загребая воду широкими перепончатыми лапами.

Почтальон

У Светы мама работает на почте почтальоном. Она разносит почту в почтовой сумке. Света днем учится в школе, а вечером вместе с мамой раскладывает вечернюю почту в почтовые ящики.
Люди получают письма, читают газеты и журналы. Профессия Светиной мамы очень нужна всем.


Скороговорки на звук [Г]

На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог чере порог. Стал на горох и упал на порог.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал.

Шашки на столе, шишики на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу - твержу, сижу - твержу, лежу - твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже -
ужа ужица съест на ужин.

Скороговорки на звук [Ч и Щ]

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

В чемодане у чечетки
Щетки, четки, счеты - тетке.
Четки, счеты, щетки - дядьке,
Счеты, щетки, четки - няньке.
Лишь чечетка - для себя.
Пляшет четкая семья.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.
Птичку напичкали спичками.
Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры - помидоры. За забором у Федоры - мухоморы.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару - карандаш.
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
На корабль прокрался краб, караси украли трап.
Один рой комаров - за горой, а второй рой - под горой.
Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
По травке тропа протоптана.
Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Рано утром два барана барабанят в барабаны.
Рома Маше нарвал ромашек.
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
С горы - не в гору, в гору - не с горы.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Серые бараны били в барабаны, без разбора били - лбы себе разбили.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Трое трубачей трубят в трубы.
Шустрая норка юркнула в норку.

Скороговорки на звук [Р и Л]


Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Все бобры добры для своих бобрят.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Клара у Вали играет на рояле.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Орел на горе, перо на орле.
Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Проворонила ворона воронёнка.
Вставай, Архип, петух охрип.

У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Краб крабу продал грабли.
Продал грабли крабу краб.
Грабь граблями сено, краб!

В поле Поля-полюшка
полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
если полет Поля поле.

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.

То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.

Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе.

Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице…
ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.

Как на горке, на пригорке
стоят тридцать три Егорки.

Скороговорки на звук [К и Л]

В Луку Клим луком кинул.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
От топота копыт пыль по полю летит. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.
У ёлки иголки колки.

Скороговорки на звук [К и Г]

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями, краб, грабь.

Скороговорки на звук [К и П]

Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Наш Полкан попал в капкан.
Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

Стоит поп на копне, колпак на попе.
Копна под попом, поп под колпаком.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Говорил попугай попугаю:
"Я тебя, попугай, испугаю".
Отвечает ему попугай:
"Испугай, попугай, испугай!"

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Скороговорки на звук [Б и П]

Добыл бобыль бобов.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.

Скороговорки на звук [Б и Л]

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,
Да не продолбил и не выдолбил.

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Скороговорки на звук [Ф]

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [М]

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
На меду медовик, а мне не до медовика.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне.
В загоне на газоне бизоны.
В замке зайка под замком.
За козой - козодой.
Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.
Затоптали утки за будкой незабудки.
Звериным взвизгом взводный взвизгнул. Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Козы в грозу грызут лозу.
Лиза везла на возу козла и козу.
На возу лоза, у воза коза.
На завалинке Зоя и заинька.
Не забудьте незабудки.
Позади завода заводь.
Розовые розы замерзают в морозы.
У Зои мимозы.
Указание о наказании казака в Казани.

Скороговорки на звук [С]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Осип охрип, Архип осип.
Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись сами.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Игры по развитию речи

Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

"Подбор прилагательных"

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

"Что бывает?"

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, "зеленый" — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

"Узнавание"

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

"Цепочка слов"

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — "кошка".

Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная...
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор...
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым...
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд... и т. д.

"Кто что делает"

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: "Что с этим можно делать? Для чего это нужно?" Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: "Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?"

б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: "Машина". Ребенок отвечает: "Едет. Художник". Следующий игрок: "Рисует. Рука" и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, "ветер" — воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей — назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки — это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее — это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки — кошка и собака. После того как дети познакомились с ними — рассмотрели, поиграли, — предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку. Характер предлагаемых заданий и вопросов может расширяться, а в последующем и придумываться самими детьми.

"Подбор объектов к действию"

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, "кто и что плавает?" — человек, доска, собака, корабль; "греет?" — солнце, печь, грелка; "летает?" — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

Игра "Добавь слово"

Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: "В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин" и т. д. Во втором так: "На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша ..."

Игра "Дополни предложение"

Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово "солнце":

светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...


http://veciy.ru