veciy.ru

18.11.17
[1]
переходы:24

скачать файл
Катехизис в рассказах. Живые уроки по Закону Божию. Выпуск первый. Символ веры

Катехизис в рассказах. Живые уроки по Закону Божию. Выпуск первый. Символ веры. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.


Свойства Божии

Бог - вечный дух и беспредельный,
Он - самобытный, неизменный,
Всеведущий и вездесущий,
Он - всеблагий и всемогущий,
Всеправедный, всесовершенный.
Он - вседовольный, всеблаженный.
Священник А. Феодосьев


Бог есть Дух
- Ах, маменька, могу ли я
Когда-нибудь увидеть Бога
Среди Небесного Чертога?
- Но разве ты, душа моя,
Его не видишь беспрерывно
Во всем, что вкруг тебя живет:
В полете птички, в плеске вод,
В цветке, во всей природе дивной.
Когда, вставая иль ложась,
Сложивши ручки, ты читаешь
Свою молитву, всякий раз
Тогда у Бога ты бываешь,
Ты видишь Господа... - Но я
Желал бы, маменька, глазами
Его увидеть там, над нами,
Где рай, где бабушка моя.

Там, няня говорит, в сияньи,
В великолепном одеяньи,
В венце, на троне золотом
Непостижимый восседает;
Простерт хор Ангелов кругом
И в гимнах Бога восхваляет.
Вот там бы я когда-нибудь
Желал на Господа взглянуть.
Мой сын, будь добр и чист душой,
Тогда увидишь ты Его
Не под одеждою земной,
О, нет, прекраснее того,
Каким ты мне Его представил.
Он - Дух; Его престол - весь мир,
Которым Он любовь прославил,
Где вызвал жизнь на чудный пир.

Я. Грот


Бог есть Дух вечный

Прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенной, и от века и до века Ты еси. (Пс. 89,3)


Жил один царь, который часто размышлял о вечности, но никак не мог понять ее. Однажды ему донесли, что некий мальчик-пастух может давать удивительно разумные ответы на все мудреные вопросы.

Царь позвал мальчика и спросил: "Скажи мне, дитя мое, как долго продолжается один миг в вечности?" Мальчик подумал и ответил: "В одной стране, государь, есть гора из чистого адаманта, имеющая семь верст в ширину, семь верст в длину и семь верст в вышину. К этой горе один раз через каждые сто лет прилетает маленькая птичка и точит о нее свой крохотный клюв. Когда птичка источит своим клювом всю эту гору, тогда и пройдет один миг в вечности".

Адамант, как известно, - это драгоценный камень, самый твердый из камней; и та гора по своей величине огромна. Представь, как велико должно быть то время, которое необходимо для того, чтобы слабая птичка источила своим маленьким клювом исполинскую гору? При этом птичка точит свой клюв о гору только один раз в сто лет. Ясно, что эта огромная гора, по мысли мальчика, никогда не могла быть источена, а если бы это и случилось спустя миллионы лет, то и это время равнялось бы только одному мигу вечности. Сказанным мудрый мальчик хотел объяснить царю, что вечность не может быть измерена так, как измеряются годы и месяцы на земле, и что постигнуть вечность нельзя.

Если трудно представить себе вечность, то еще труднее понять вечного Бога.

А. Царевский


Бог есть Дух истинный

О так называемой истинности Божией свидетельствуют многие примеры священной истории. Приведем один из них.

Однажды Господь явился Аврааму, повелевая ему выйти из земли Харран в землю Ханаанскую. При этом Господь сказал ему: "Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение, и благословятся в тебе все племена земные". Эти слова содержат обещание, в силу которого Авраам должен был стать родоначальником великого народа. Между тем, Аврааму исполнилось уже 75 лет, и у него не было сына. В Ханаане затем он дожил до 99 лет, но сына у него все еще не было. В его душе могло возникнуть сомнение: сбудется ли обетование Божие, данное ему.

И вот Господь снова явился ему и, указывая на звездный мир, сказал, что число его потомков будет так же велико, как число звезд небесных. И Бог исполнил Свое обещание, даровав ему через год сына Исаака.

Когда Исаак вырос, Авраам получил от Бога повеление принести его в жертву на горе Мориа.

Как трудно было Аврааму исполнить это повеление! Благодаря Исааку, по обетованию Божию, он должен был стать родоначальником великого народа. И вот теперь это обещание как бы отменялось Богом.

Но Авраам был уверен, что Всемогущий Господь не только может сделать то, что обещает, но и непременно сделает это, потому что Он истинен. Невозможно, чтобы Бог давал обещания и затем не сдерживал их. Так и произошло. Авраам сделался родоначальником народа, из которого родился Спаситель мира.
Из сказанного видно, какую правду исповедуем мы, когда называем Бога Истинным. Этим именно мы выражаем то, что Бог неукоснительно исполняет все Свои обетования.

А. Царевский


Ответ мальчика

Желая испытать мальчика в знании истинной веры, родственник сказал ему: "Если ты скажешь мне, где находится Бог, то я сделаю тебе прекрасный подарок". - "А я, - возразил мальчик, - сделал бы вам два подарка, если б вы сказали мне, где Его нет!"


Вездеприсутствие Божие

- Мама, как нужно жить, чтобы постоянно чувствовать вездеприсутствие Божие?.. - спросил один мальчик свою мать. - Я не совсем понял этот урок.

- Я объясню тебе это так, - ответила мать, - как слышала сама в детстве. Слушай!

Живи, дитя мое, всегда так, как будто ты видишь всегда перед собой Бога.

Не делай ничего такого, чему не желал бы ты иметь свидетелем Господа.

Не говори ничего, что не сказал бы ты вслух перед Богом.

Не пиши ничего такого, что ты стыдился бы показать Богу.

Не ходи никогда туда, где бы ты не надеялся увидеть Господа.

Не читай такой книги, про которую ты не желал бы, чтобы Господь спросил: "Покажи-ка Мне ее".

Никогда не проводи свое время так, чтобы ты мог бояться вопроса: "Что ты делаешь?" - или слов:"Как тебе не стыдно!"


Всемогущество Божие

Некогда в Дании царствовал король Канут, которого называли "великим владыкой морей".

Однажды Канут стоял на морском берегу, окруженный своими приближенными. Они превозносили могущество короля, говорили, что он справедливо зовется повелителем морей и что для него нет ничего невозможного на земле, ибо он всемогущ.

Слушая такие речи, король сказал:

- Принесите мне мое кресло и поставьте здесь, на краю скалы.

Кресло принесли, царь сел и опять стал глядеть на море.

Между тем, поднялся ветер, и волны с шумом стали набегать на берег.

- Не смей подходить ко мне, море! - грозно крикнул Канут. - Ведь оно должно исполнить мою волю, не так ли? - спросил царь придворных.

Те молча поклонились царю в знак согласия.

- Так подойдите ко мне, друзья, ближе.

Придворные подошли.

А буря на море разыгрывалась все сильнее и сильнее. Волны, как бешеные, кидались на берег. Трусливых придворных разбирал страх, но отойти они боялись, а король сидел и будто ничего не замечал. Но вот одна волна так сильно ударилась о берег, что окатила всех водой. Придворные закричали от страха и отскочили назад.

- Как вы можете, стоя подле меня, бояться моря? - спросил царь. - Разве не сами же вы сказали, что я - повелитель морей и ветров?

Придворные молчали.

Тогда Канут встал и, указывая на себя, сказал:

- Смотрите - это ваш король. Затем, подняв руки к небу, добавил:

- А там ваш Бог... Если бы Канут был на самом деле всемогущим повелителем моря, тогда оно повиновалось бы ему. Есть только единый Истинный Бог, Который всемогущ и Которому повинуются и ветры, и моря, и люди, и все Им созданное.

А. Царевский


Творец неба и земли
О Боже! Ты - и жизнь, и свет всего творенья;
Ты в ярком блеске дня, в улыбке звезд ночных.
На что ни взглянем мы в порыве умиленья,
Ты, Господи, во всем, все - дело рук Твоих.
Когда, склоняясь, день последний луч бросает
Как бы из глубины чертогов золотых,

А небо жемчугом и яхонтом пылает, -
Вся эта красота - созданье рук Твоих.
Когда весна несет нам чары обновленья,
Не Ты ли шлешь дары из тучных недр земных?
На что ни взглянем мы в порыве умиленья,
Ты, Господи, во всем, все - дело рук Твоих.

Г. Мур


Урок

Отец начертил на грядке своего огорода три начальные буквы имени своего сына и засыпал эти бороздки семенами салата. Дней десять спустя мальчик прибежал к отцу и с удивлением сообщил ему, что он нашел свое имя выросшим на гряде.

Отец улыбнулся и сделал вид, что не верит такому чуду. Тогда ребенок стал настаивать, чтобы отец пошел в огород и убедился в этом сам. Родитель согласился и, придя на гряды, сказал: "Это простая случайность".

Мальчик задумался. "Как же это ни с того ни с сего выросло мое имя? - сказал он. - Кто-нибудь это непременно устроил, только я не знаю, кто и как".

Пользуясь таким случаем, отец сказал сыну: "Ты прав, это не могло произойти само собой. Вот так-то и весь мир, который ты видишь, не мог образоваться сам по себе, если бы его не создал Бог, Которого мы и называем поэтому Творцом не только земли, но и неба".


Притча Спасителя о птицах и лилиях
(Промысл Божий. Учение о нем Спасителя)

К чему о пище, об одежде,
Живя, заботиться весь век?
Не о душе ль ты должен прежде
Помыслить, бренный человек?

Взгляни на птиц под небесами,
Не сеют и не жнут оне,
Но сыты Божьими дарами.
Не выше ль их ты на земле?

И кто себе, заботясь, может
Еще хоть локоть росту дать?
И для чего тебя тревожит
Забота, где одежду взять?

Взгляни на лилии, как в поле
Они красуются, растут:
Они в своей смиренной доле
Труда не знают, не прядут.

Когда ж так убран злак ничтожный,
Который завтра бросят в печь, -
О, маловеры! Как возможно,
Чтоб вас Господь не стал беречь?

Не говорите же в заботе:
"Во что одеться? Что нам есть?"
Вы не в язычестве живете,
У вас Отец всещедрый есть.

Я. Грот


"Скажи мне, родная..."
"Скажи мне, родная, откуда все это берется,
Что в мире является нашим глазам:
И эти деревья, и речка, что быстро так льется,
И эти плоды, и цветы по лугам,
И птицы, и рыбы под влагой серебряной пруда,
И все, что стремится, живет и цветет, -
Откуда все это берется, скажи мне, откуда?" -
"Все это от Бога, мой ангел, идет". -
"Куда ж исчезает все это, скажи мне, родная:
И запах цветка, и сияние дня,
И сумрак ночной, и заря, и волна голубая,
И пламя погасшего в поле огня,
И звук отзвучавший, и все, что нам радость и бремя,
Все, все, что встречаем дорогой идя,
И слезы, и грусть, и улыбки, и самое время?" -
"Все к Богу, все к Богу уходит, дитя".


Непостижимость тайны Пресвятой Троицы

На африканском берету моря в городе Иппоне блаженный Августин писал книгу "О Святой Троице". Утомленный чрезвычайным напряжением ума, силившегося проникнуть в глубочайшую из тайн, великий писатель вышел на морской берег для отдыха. Наслаждаясь вечерним воздухом, Августин, однако же, не переставал думать о предмете своих исследований.

Вдруг он заметил отрока на берегу, который небольшой серебряной ложкой черпал воду из моря и выливал в углубление.

- Что ты делаешь? - спросил его блаженный Августин.

- Хочу вычерпать море и вместить его в ямку.

- Но это невозможно! - сказал Августин.

- Разумеется, невозможно, но я скорее вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в свою книгу.


Как объясняют Святую Троицу

Однажды языческие мудрецы спросили у святого Константина Философа:

- Как вы, христиане, разделяете Единого Бога на три Бога?

- Не говорите напраслины, - ответил мудрец. - Отец, Сын и Дух Святой - не три Бога, а три лица единого Божества. Посмотрите на солнце, в нем три особенности: круг, сияние и теплота, и сравните это с Пресвятой Троицей. Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен; и как от солнечного круга исходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Сияние есть подобие Бога Сына, рожденного от Отца и просветившего весь мир Евангелием. А теплота есть подобие Духа Святого, Который предвечно исходит от Отца. Итак, рассмотрите солнце и познаете Пресвятую Троицу. Солнце состоит из трех составляющих, но разделяется ли оно на три солнца?

Так и Пресвятая Троица, хотя и имеет три лица, однако не разделяется на три Бога.

Священник Л. Смирнов

5


скачать файл | источник
просмотреть