veciy.ru

21.08.18
[1]
переходы:60

скачать файл
Цвет как фактор влияния на развитие читательского интереса детей








Исследовательская работа









Цвет как фактор влияния на развитие читательского интереса детей.













Автор: Сусленникова Ирина 7 класс

ТСОШ №2

Руководитель: Докова Т.Д.

ТСОШ №2











Темников 2011

Оглавление.

Введение.

Часть 1. О влиянии цвета на восприятие ребенка.

Часть 2. Об истории вопроса об эмоциональном воздействии цвета на человека.

Часть 3. Исследовательская часть.

- Социологический опрос

- Составление макета обложки книги и иллюстраций в оптимальном цветовом варианте

Заключение.

Приложение.

Библиографический список.









































Цвет как фактор влияния на развитие читательского интереса детей.







Введение

Цель исследования

Получить больше знаний о цвете как факторе влияния на развитие читательского интереса и приобщения к чтению.

Задачи исследования

Объяснить, каково восприятие цвета у детей, какие цвета наиболее сильно воздействуют на эмоциональное состояние человека,

определить, как меняется интерес к книге при выборе по-разному оформленных переплётов,

выяснить, как меняется интерес к книге при рассматривании разных цветовых решений одной и той же иллюстрации.



Гипотеза



Я считаю, что цвета по-разному воздействуют на желание ребёнка прочитать ту или иную книгу. Проблема чтения остро стоит в наше время, когда интерес к чтению существенно изменился. Дети перестали читать, художественные книги заменили компьютерными, информационными текстами, журналами. Отсутствие интереса к чтению влечёт за собой серьёзные последствия. Надо всеми доступными средствами развивать интерес к чтению книг, особенно текстов высокохудожественной литературы. Одним из таких средств, по-моему, является правильное и разнообразное цветовое оформление книг художественных произведений, входящих в школьную программу изучения литературы.

Методы исследования

1 Изучение литературы по вопросу воздействия цвета на человека.

2 Составление макета обложки книги и иллюстраций в оптимальном цветовом варианте.

3 Анкетирование.

4 Изучение проявления читательского интереса по макету и иллюстрациям, созданным автором данной работы.













Часть 1. О влиянии цвета на восприятие ребенка.

Вопрос о влиянии внешнего оформления книги достаточно хорошо изучен в научной литературе. Сегодня ни у кого не возникает сомнений в том, что плохо оформленная и иллюстрированная книга означает неинтересная и нечитаемая, поэтому качество издания книг довольно высокое. Современные полиграфические базы отвечают самым высоким требованиям к качеству издаваемых для детей книг - полки магазинов забиты наиярчайшими изданиями. Однако я в своей работе пытаюсь выяснить, каково влияние именно цвета на выбор книги и интерес к ней.

Любому человеку, большому или маленькому, конечно же, в цветном рисунке разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но, я думаю, что в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований - предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, «природной» раскраске.

В большинстве книжек для детей эти требования соблюдены. Правда, в последние несколько лет на книжном рынке все больше и больше появляются издания, в художественном оформлении которых используются неестественные ультрамодные цвета: фосфорицирующие зеленый, оранжевый, желтый и т.д. Разумеется, палитра детского рисунка может быть разнообразной и пестрой, но все, же в разумных пределах: раз уж эти краски искусственно вошли в наш быт, то и использовать их желательно для раскрашивания искусственных предметов. К тому же, врачи-офтальмологи считают, что подобные цвета неблагоприятно воздействуют на сетчатку человеческого глаза. В этом смысле, несомненно, разумнее не гнаться за модой, а оградить человека от возможных неприятных последствий.

Часть 2. Об истории вопроса об эмоциональном воздействии цвета на человека.

В научной литературе я нашла для своей работы очень интересные сведения. Оказывается, вопросами воздействия цвета на человека интересовались многие практики и теоретики искусства - Леонардо да Винчи, И. Гёте, В. Кандинский, И. Грабарь и другие. И. В. Гёте писал: «Цвет оказывает воздействие на чувство зрения, а через него и на душу. Цвета могут пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют».[1] До сих пор не разрешена загадка цвета - почему и как именно влияет он на настроение и поведение человека. Что позволило В. Кандинскому утверждать: «Живопись - цветовой инструмент состояния души».[2] Почему человек столь чутко откликается на всевозможные цветовые окружения? Учёным давно известно, что цвет может нравиться или не нравиться, но «характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия».[3] Поэтому каждый цветовой оттенок, производя действие на человека, производит вполне определённый сдвиг в его состоянии. А древнегреческий философ Аристотель по поводу писал: «Всё живое стремится к цвету… Цвета по приятности их соответствий могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».[4]

Но особенно меня удивила теория цветовой гармонии (приятное для глаза сочетание цветов), построить которую пытались ещё в XIX веке. В цветовой гармонии должно быть многообразие цвета, то есть присутствовать красный, жёлтый и синий цвета, при создании рисунка чистые краски следует применять осторожно, сохранять последовательность тёплых и холодных цветов. Я предположила, что оформители и художники, используя различные цветовые решения, могут воздействовать на человека и потому способны вызвать интерес к какой-либо книге и пробудить желание прочитать её.





Часть 3. Исследовательская часть.

- Социологический опрос.

Чтобы выяснить, влияет ли внешнее оформление книги на читательский интерес детей, какие цветовые решения в оформлении переплёта и иллюстраций книги наиболее удачны и могут вызвать желание у ученика прочитать данную книгу, я провела анкетирование среди учеников 5, 6, 7 классов. Детям было предложено ответить на вопросы анкеты, рассмотреть 2 макета переплёта, 3 варианта иллюстраций, созданных мною по рассказам русского писателя Андрея Платонова под общим названием «Корова», и выбрать тот вариант книги, которую захотелось бы прочитать. (Вопросы анкеты - см в приложении.)

В опросе приняли участие ученики 5 класса - 27 человек, 6 класса - 24 человека, 7 класса - 23 человека. Всего 54 человека.

  1. На вопрос анкеты «Обращаете ли Вы внимание на внешнее оформление художественной книги?» получены следующие ответы:

Ответ

5 класс

6 класс

7 класс

Да

24

22

18

Нет

3

2

5



Вывод: На внешнее оформление книги обращают внимание почти все дети. Однако я отмечаю такой факт: чем старше дети, количество учеников, не обращающих внимание на внешнее оформление книги, больше.

  1. На второй вопрос «Любите ли Вы рассматривать книгу, которую хотите прочитать, и разглядывать иллюстрации в ней?» получены такие ответы:

Ответ

5 класс

6 класс

7 класс

Да

27

23

20

Нет

0

1

3



Вывод: Подавляющее большинство учеников любят рассматривать иллюстрации к детским изданиям.

  1. Третий вопрос анкеты звучал так: «Какие цвета Вам больше всего нравятся?» Получены ответы:

Ответ

5 класс

6 класс

7 класс

Красный

15

13

16

Жёлтый

13

15

17

Зелёный

7

9

9

Оранжевый

9

7

8

Синий

5

7

6

Серебристый

2

4

6

Чёрный

3

6

8

Белый

1

3

5



Вывод: Среди любимых цветов названы красный, жёлтый (примерно 83% учеников)



- Составление макета обложки книги и иллюстраций в оптимальном цветовом варианте.



Как я уже говорила, мне очень близки размышления И. В. Гёте, который утверждал, что все цвета находятся между полюсами жёлтого (наиболее близкого дневному свету) и синего (наибольшего оттенка темноты). Положительные или активные цвета - жёлтый, оранжевый, красный создают активное, оживлённое настроение. Синий, красно-синий, фиолетовый - отрицательные пассивные цвета - настроение тоскливое, безмятежное. Зелёный цвет показывает устойчивость, даёт реальное удовлетворение.

Руководствуясь этими размышлениями, я и моя помощница-старшеклассница, которая учится в художественной школе, разработали 2 макета переплёта и 3 иллюстрации к книге по рассказам А. Платонова «Корова» (макеты прилагаются). Сначала предложено было рассмотреть макеты переплёта. В первом макете использованы синий, фиолетовый (холодные цвета), во втором макете - жёлтый, оранжевый (тёплые цвета). Красный цвет использовала в обоих вариантах.





Рис. 1 Макет переплёта 1 Рис. 1 Макет переплёта 2









  1. При ответе на вопрос: «Какое настроение создаёт переплёт 1 макета книги? (Оживлённое, активное, беспокойное, тоскливое, спокойное, волнующее, никакое)» получила такие результаты. (Рис. 1)

Тоскливое

18

Беспокойное

21

Волнующее

6



  1. А при ответе на вопрос: «Какое настроение создаёт переплёт 2 макета книги? (Оживлённое, активное, беспокойное, тоскливое, спокойное, волнующее, никакое)» получила следующие результаты. (Рис. 2)

Оживлённое

17

Активное

13

Волнующее

19



Вывод: У большинства детей цвета 1 макета переплёта книги (синий, красный, фиолетовый) создают тоскливое и беспокойное настроение, а цвета 2 макета переплёта книги (жёлтый, оранжевый, красный) вызывают активное, оживлённое настроение. У некоторых участников исследования 2 макет переплёт вызвал настроение счастья и любопытства. Напомню, что красный цвет использован в обоих вариантах. Это говорит о том, что имеет значение и подбор цветовой гаммы.

Затем были представлены для рассмотрения 3 иллюстрации к книге по рассказам А. Платонова «Корова», при подготовке которых учитывался тот же подбор тёплых и холодных тонов.



Рис. 3 Иллюстрация 1 к книге Рис. 4 Иллюстрация 2 к книге



Рис. 4 Иллюстрация 3 к книге

  1. Отвечая на вопрос «Какая иллюстрация тебе нравится?», большая часть участников опроса назвали 2 иллюстрацию. (Рис. 3) Корова, изображённая на Рис. 4, вызвала смех. Некоторые ученики 8 класса решили, что у художника нет эстетического вкуса (Рис. 4), и даже сказочную корову так рисовать не стоит.

Общие выводы:

1.Настрой на чтение вызывает книга, при оформлении которой использованы приятные для глаза, спокойные тона в несколько красок, и их удачное сочетание цветов позволяет получить большой художественный эффект. Удачному оформлению более соответствуют нерезкие сочетания жёлтого, красного, зелёного цветов. Конечно, есть такие сюжеты, изображение которых требует использования и других цветов, контрастных, динамичных, и в этих случаях оформители должны действовать осторожно и аккуратно.

2. Конечно же, в оформлении книги важен не только цвет. Основные вопросы издания и оформления книги связаны, прежде всего, с фамилией автора, названием, другими данными, однако при этом вопросы выбора цвета немаловажны. Это не значит, что оформление книг должно быть броским. Броскость помогает заметить книгу на витрине книжного магазина, и это имеет рекламное значение, но в наших условиях в настоящее время это далеко не всегда существенно. А когда берешь книгу в руки, гораздо важнее другое— чтобы ее внешнее оформление соответствующим образом настраивало тебя.



3. Перед подготовкой скетчей (набросков) к каждой иллюстрации, художнику важно уточнить ряд деталей будущих иллюстраций - исторический фон, характер героев, стиль интерьеров и прочее. При этом очень важно определить цвет иллюстраций книги.



Заключение.



Началась книга в Месопотамии с глиняных дощечек, теперь с развитием техники всё будет видоизменяться. Но в любом случае книга уцелеет, даже если будет иметь компьютерный вид. Каким бы не было засилье компьютерной техники, для того, чтобы работать на ней, надо, по крайней мере, знать грамоту. А человек всё равно останется человеком. Ему всегда захочется прочитать что-то вживую, прикасаясь к тёплым страницам любимой книги.


Приложение


Анкета



1. Обращаете ли Вы внимание на внешнее оформление художественной книги?



Да

Нет



2. Любите ли Вы рассматривать книгу, которую хотите прочитать, и разглядывать иллюстрации в ней?

Да

Нет



3. Какие цвета Вам больше всего нравятся?



Вам предложено рассмотреть 2 макета переплёта книги по рассказам А. Платонова «Корова».



4. Какое настроение создаёт 1 макет книги?

Оживлённое

Активное

Беспокойное

Тоскливое

Спокойное

Волнующее

Никакое

Не знаю



5. Какое настроение создаёт 2 макет книги?

Оживлённое

Активное

Беспокойное

Тоскливое

Спокойное

Волнующее

Никакое

Не знаю



Вам предложено рассмотреть 3 иллюстрации к макету книги по рассказу А. Платонова «Корова».



6. Какая иллюстрация тебе нравится?

Иллюстрация 1

Иллюстрация 2

Иллюстрация 3

Никакая

Не знаю.







Библиографический список

1 Гете И.В. К учению о цвете. М.: Рефл-бук, 1996. 281-349 с.

2 Кандинский В. Психология цвета. М.: Рефл-бук, 1996. 181-220 с.

3 Обухов Я.Л. Образ-рисунок-символ // Журнал практического психолога, 1996, № 4, с. 44-54

4 Эстетика. Словарь / Под ред. Беляева А.А. М.: Политиздат, 1989, 19-20 с.

5 Персональный сайт художника-иллюстратора Анатолия Пустовита, www.pustovit.ru



1 - Книга с автором

2 - Книга с автором

3 - Статья в журнале

4 - Справочная литература

5 - Ссылка на Интернет





































скачать файл | источник
просмотреть