veciy.ru

18.01.18
[1]
переходы:41

скачать файл
Сон - это одна из важнейших функций организма

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ









«СОН - ЭТО ЗДОРОВЬЕ»









ВОСПИТАТЕЛЬ ФИЗО - ГАРУС ЕВГЕНИЯ ЮРЬЕВНА







«Сон - это здоровье»


Сон - это одна из важнейших функций организма. Это не просто отдых организма, но и особое состояние, когда организм дает разрядку подсознанию в виде сновидений. Во время сна организм, освободившись от контроля и вмешательства сознания, получает возможность интегрировать все происходящее в нем, решить проблемы саморегуляции.

Сон является жизненно необходимой физиологической потребностью организма. Большинство детей, которые пропускают дневной сон, эти потерянные часы ночью не восполняют. Кроме того, дневной сон - это время сна ребенка, которое является важной составляющей, необходимой для нормального развития детского организма. Наиболее полное удовлетворение этой потребности создает основу для хорошего самочувствия, бодрого настроения и устойчивой работоспособности.
Природная потребность в дневном сне у взрослеющего ребенка неодинакова и зависит от активности малыша, от насыщенности его дня, от того, в какое время ребенок ложится спать и встает. Дневной сон способствует снятию утренних стрессов и помогает начать вторую половину дня с новыми силами. Такой необходимый ребенку отдых играет позитивную роль в его обучении ,помогает ему усвоить информацию, которую он получил за день, и использовать эту информацию для решения конкретных задач. Он не только способствует восстановлению затраченной энергии, но и создает благоприятные предпосылки для правильного роста и своевременного развития малыша. Длительность суточного сна детей младшего возраста должна быть не менее 11,5-12 часов, старших дошкольников 10,5-11 часов. Если здоровый ребенок не спит днем или с трудом и длительное время не засыпает, прежде всего, нужно посоветоваться с врачом, а при необходимости организовать консультацию специалиста. При отсутствии у ребенка какой-либо патологии с ним нужно вести кропотливую педагогическую работу разъяснять, убеждать, приводить примеры, добиваться понимания значения сна. Надо помнить, что привычка спать днем так же, как и другие навыки, формируется в процессе воспитания.
Чаще всего не спят или с трудом засыпают дети с неустойчивой, неуравновешенной нервной системой, однако именно эти дети больше всего нуждаются в полноценном сне. Не следует осуждать ребенка за то, что он не может долго уснуть, и тем более недопустимо применять по отношению к нему какие-либо дисциплинарные меры.
Нужно создавать благоприятные условия для полноценного сна детей. Свежий воздух является лучшим усыпляющим средством, поэтому сон детей должен проходить в хорошо проветриваемом помещении. Если позволяют условия, то в теплый период года можно организовать сон детей на воздухе. Одежда для сна детей должна быть свободной, сшитой из мягкой хлопчатобумажной ткани, желательно без карманов и с наименьшим количеством пуговиц. Важно постоянно обращать внимание на то, чтобы дети во время сна не переохлаждались и не перегревались. На качество сна существенно влияет и поза ребенка. Педиатры считают, что лучше всего засыпать на правом боку или на спине. При таком положении внутренние органы испытывают наименьшее давление массы тела. Хорошему качеству сна ребенка способствует и удобная кровать, соответствующая росту ребенка. Ложе ее должно иметь упругую поверхность, подушка должна быть небольшой 30х30 см.

Процесс укладывания - наиболее сложный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания Необходимо учитывать особенности ребенка, доброжелательно и одновременно настойчиво побуждать его лечь и как можно скорее заснуть. Это одно из условий, способствующих выработке привычки спать днем. В этот период особенно важна спокойная обстановка, которая создаст общий положительный настрой ребенка перед сном, а тишина будет способствовать глубокому сну. Во время детского сна недопустимы громкие разговоры взрослых, шум.
Считается хорошим показателем, когда ребенок засыпает в течении 15-20 минут. Если же время засыпания затягивается до 35-40 и более минут, то длительность сна окажется недостаточной и не обеспечит восстановление дееспособности необходимой для активного бодрствования.



Известно, что в головном мозге есть центр сна. Это группа клеток мозга, которая регулирует циклы "сон" и "бодрствование".

Генетически у каждого этот цикл имеет индивидуальное выражение: у одних смена фазы происходит в 20-21 час, и тогда человек ("жаворонок") должен ложиться спать, в другом случае ("сова") - в 2-3 часа ночи. Если же человек - "жаворонок" продлевает свой день, то продуктивность его деятельности минимальна, а в поведении очевидны замедленность реакций, рассеянность, снижение активности мышления, эмоциональных реакций.

Встав в 5-6 утра, до 13 часов "жаворонок" очень деятелен. У человека "совы", наоборот, к вечеру наблюдается творческий подъем, появляются идеи, хорошие мысли, никто не мешает. Зато утром вялость, медлительность, нет ни духовного, ни эмоционального подъема. И только к 11-13 часам он просыпается окончательно. Большинство людей лучше отдыхают, если засыпают около 22-23 часов. Можно приспособиться к режиму. Но если не позволять организму отдыхать так, как ему положено от природы, то это ведет к отрицательным проявлениям и может послужить причиной расстройства сна или других нарушений здоровья.

Длительность сна с возрастом постепенно сокращается: с 15-20 часов в первые 6 месяцев, 14-16 во второе полугодие 1-го года, 12-14 часов к 2 годам до 10 часов в сутки (с индивидуальными колебаниями в дошкольном возрасте). Сон оценивается по трем параметрам: засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное); характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный с дополнительными воздействиями); длительность сна (укороченный, длительный, соответствует возрасту).

Нарушения сна у детей могут быть следствием:
- переедания перед сном или недостаточного насыщения,
- кишечной колики, болей в животе, связанных с состоянием желчного пузыря (дискинезия, камни), заболевания желудка (гастрит, язвенная болезнь),
- психогенных причин (страх расставания с матерью, стресс при первичном поступлении в дошкольное учреждение с последующей адаптацией, тяжелые впечатления от телевизионных передач, частые шумные скандалы в семье со взаимными оскорблениями взрослых членов семьи, недоброжелательное отношение к ребенку или коллективу детей со стороны персонала дошкольного учреждения).

Сон тревожный, укороченный, если помещение душное, непроветренное.

Перед сном рекомендуется занимать детей спокойными играми, провести теплую гигиеническую процедуру, общую или местную (исходя из условий), сменить одежду, затенить окна. Правильнее укладывать спать вначале тех детей, которые делают это спокойно и, таким образом, являются примером для более капризных и возбудимых детей.

На 3 году жизни увеличивается работоспособность нервной системы, поэтому активное бодрствование удлиняется до шести с половиной часов, а суточное количество часов сна уменьшается до 12-13 часов. Дневной сон детей начала третьего года жизни и физически ослабленных детей более старшего возраста удлиняется до 3-3,5 часов.

Для обеспечения спокойного сна следует выполнять несколько правил:

  1. Укладывать спать ребенка в одно и то же время, что формирует рефлекс засыпания.

  2. За полтора часа до сна никакой волнующей информации, не повышать голос.

  3. Ужинать детям следует не позднее, чем за час до сна.

  4. Важной является прогулка перед сном, которая улучшит кислородный баланс организма, необходимый для качества сна. Пройти в спокойном темпе 30 минут - это полезная для организма привычка, или спокойно поиграть.

  5. Полезны перед сном оздоровительные процедуры - теплый душ, общая теплая ванна или теплая ножная ванна (37-38 °С, 8-10 минут).

  6. Постель не должна быть слишком мягкой, перегревающей. Ось лежащей головы должна быть продолжением оси тела, чтобы голова не сгибалась в области шеи.


Выполнение этих правил обеспечивает быстрое засыпание и спокойный сон. Гиперсомния наблюдается редко (при травмах, эпилепсии, мигрени), иногда она служит признаком хронической гипоксии у детей с избыточным весом. Ночные страхи и кошмары могут наблюдаться при неврозах, но бывают и проявлениями эпилепсии. Сноговорение и скрежет зубами во сне (бруксизм) часто наблюдаются у совершенно здоровых детей.

Глубина сна на его протяжении меняется. В нормативном состоянии человек просыпается один или несколько раз, тогда он может слышать шум, укрываться, поворачиваться, раскрываться. Есть период сна, когда человек не воспринимает сигналов ни из вне, ни изнутри организма - ночной паралич (при переходе от сна к бодрствованию). В такой цикличности разных фаз сна заложено его целебное значение.

Сон - это движение физиологических процессов, а не застывшее состояние.

Для нормализации сна необходимо устранить раздражители, организовать прогулки и закаливающие процедуры перед сном. Этого, как правило, бывает достаточно. В редких случаях приходится использовать успокаивающие настои, запахи седативных эфирных масел.

Успокаивающие средства (р-р натрия бромида 2%-ного 5-10 мл 2-3 раза в день; настойка валерианы по 1 капле на год жизни 3-4 раза в день - настой (4- 6 г на 200 мл кипятка) по 5-15 мл 3-4 раза в день; экстракт травы пустырника по 5-15 капель 2-3 раза в день; новопассит - (настой трав) по 1/2 - 1 чайной ложке 2 раза в день.

Правильно составленный режим может обеспечить здоровье, правильное развитие организма и высшей нервной деятельности детей, их хорошее самочувствие и активное поведение.

скачать файл | источник
просмотреть