veciy.ru

18.11.17
[1]
переходы:42

скачать файл
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Вариант № 2 ЕГЭ 2014





Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся

3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны

четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1-В8). Ответы к этим заданиям Вы

должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую

письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для

экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается

использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.

Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут

учитываться при оценивании работы.

Желаем успеха!









Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под

номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак « Ч »

в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами

ответа.


A1 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) щемИт 2) чЕрпать 3) цЕмент 4) укрепИт


A2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. ДЛИТЕЛЬНОЕ молчание в зале было прервано робкими аплодисментами зрителей.

  2. Если человек упал за борт, то следует бросить ему СПАСАТЕЛЬНЫЙ круг.

  3. После повторного совершения дисциплинарного ПРОСТУПКА

администрация ставит вопрос об увольнении работника.

  1. Чтобы попасть в дом со стороны моря, требуется преодолеть около ста КАМЕНИСТЫХ ступеней из шлифованного гранита.


A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. пять вёсен

  2. двухтысячным годом

  3. ночные вызова

  4. более сильный голос


A4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

  1. речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.

  2. в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

  3. у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

  4. оратор произнёс убедительную речь.


A5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Из-за моря выступали горы, на вершинах которых лежали облака, подобные больших снежных шапок.

  2. Многие из тех, кто посетил выставку картин Поленова в Третьяковской галерее, были приезжими.

  3. Тренер предупредил нас о том, чтобы мы ждали его у входа на спортплощадку.

  4. Огромная туча, которая, медленно двигаясь, покрывала всё небо, заставила гостей отказаться от прогулки.

А6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого

предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Ворота Белого города в Москве некогда именовались Чертольскими - по названию ручья, который протекал здесь.

  2. Восточные культуры дали богатые образцы индийских, арабских и других пословиц, которые впоследствии получили литературную обработку.

  3. Ещё в начале XVIII века в России начали издаваться специальные сборники, которые назывались «письмóвниками».

  4. Даже в самых развитых языках мира, к которым принадлежит и

русский, формирование функционального научного стиля ещё не

завершено.


Прочитайте текст и выполните задания A7-A12.


(1)… (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда

не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое - это лишь

существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с

новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала

сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без

опоры на достижения предшественников любая фантастическая

концепция стала бы претендовать на истину. (6)… стал бы возможен

полный разгул воображения и чувств учёного.


A7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. Главный общечеловеческий итог борьбы за научное мировоззрение - это раскрепощение человеческой мысли.

  2. Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки.

  3. В прошлом веке существовала теория, согласно которой человеческое познание ограничено.

  4. Наука постепенно накапливает факты, которые затем

  5. систематизируются.


A8 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

  1. Вопреки этому

  2. Этим

  3. Следовательно,

  4. Несмотря на это,


A9 Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. новое не бывает простым (предложение 2)

  2. это изменение, углубление (и) обобщение (предложение 3)

  3. теория начисто отрицала бы (предложение 4)

  4. наука не смогла бы развиваться (предложение 4)


A10 Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

  1. сложноподчинённое

  2. простое осложнённое

  3. сложное бессоюзное

  4. сложносочинённое


A11 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВОЗМОЖЕН в шестом (6) предложении текста.

  1. действительное причастие

  2. страдательное причастие

  3. деепричастие

  4. краткое прилагательное


A12 Укажите значение слова СФЕРА в предложении 3.

1) область, пределы распространения

2) общественное окружение

3) совокупность взаимосвязанных частей

4) поверхность шара


A13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В 60 -70-е годы XVIII века в России начинается подли(1)ый

фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому памятнику

народной истории и культуры ещё не сформирова(3)о.

  1. 1 2) 1, 3 3) 3 4) 1, 2, 3


A14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) кр..пыш, обл..скать, од..брительный

2) объ..снение, выгл..деть, к..снуться

3) предл..гать, пр..тензия, обр..млённый

4) р..мантичный, орг..низовать, р..форма


A15 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пост..ндустриальный, сверх..зысканный, контр..гра

2) ра..секреченный, бе..прибыльный, бе..голосый

3) по..полье, пре..новогодний, о..гороженный

4) пр..способленный, пр..мудрый, пр..одолеть


A16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) постро..шь, изобража..мый

2) потерп..шь, рекоменду..мый

3) раскле..шь, пилотиру..мый

4) пропол..шь, исполня..мый


A17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

А. попроб..вать

Б. переоборуд..ванный

В. век..вуй

Г. погляд..вать

1) А, Б 2) А, В, Г 3) А, Б, В 4 ) Б, Г


A18 В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно?

1) Эпитет - образное, (не)обычное определение.

2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, какие-нибудь тридцать-

сорок метров.

3)(Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться

безнравственно.

4)(Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в

Сокольниках.


A19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне

наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

2) По некоторым мелочам, (ПО)ТОМУ, например, как они (В)МЕСТЕ

варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и

что они рады гостю.

3) Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС

заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.

4)В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.

A20 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

И.Н. Крамской считал работу над портретом Н.А. Некрасова

оконченной ( ) и другой замысел уже волновал его творческое

воображение.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна

запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

A21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Отец Фёдор (1) выбравшись из фиолетового тумана (2) напущенного

автомобилем (3) пришёл в совершенное расстройство и проделал

остаток пути пешком.

  1. 1, 3 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3


A22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым

стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша

только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4)

хочет сорваться и умчаться вдаль.

  1. 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 2, 3, 4 4) 1, 3


A23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Спокойно и весьма тактично он опровергал доводы главного

архитектора и других проектировщиков.

2) Святое и великое рождается и происходит в тишине и тайне.

3) На маленькой лодочке мы уплывали либо на тот берег реки либо на

остров невдалеке от города.

4) Из бездны времён дошли до нас радость и страдания людские смех и

слёзы любовь и гнев вера и безверие.


A24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Искусствоведы отмечают значительный вклад Н.А. Римского-

Корсакова в инструментовку музыкальных произведений:

композитор расширил и обогатил систему ладово-гармонических

средств, его оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью,

прозрачностью, простотой.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие

того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на

следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает

содержание первой части.


A25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от

нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью

и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3)

которой (4) было изображение обычного дня героя.

  1. 1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 3, 4

A26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ещё издалека Сергей увидел группу ребят (1) и (2) лишь только он

подошёл поближе (3) от толпы отделился один паренёк и с

приветливой улыбкой направился к нему (4) тогда как остальные не

обратили на него никакого внимания.

  1. 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 3, 4


A27 Прочитайте текст.


Теория Эйнштейна была поистине эпохальным открытием. Он

утверждал, что единственная постоянная величина в природе - это

скорость света в вакууме, а время и пространство относительны. Смелое

заявление опровергало законы Ньютона, бывшие в то время

общепризнанными.


В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная

информация, содержащаяся в тексте?

1) Теория относительности Эйнштейна, опровергшая законы Ньютона,

гласит, что скорость света в вакууме постоянна, а время и пространство

относительны.

2) Теория относительности Эйнштейна со временем стала

общепризнанной.

3) Законы Ньютона, утверждавшего, что единственная постоянная

величина в природе - это скорость света в вакууме, во времена

Эйнштейна были общепризнанными.

4) Эйнштейн утверждал, что время, пространство и скорость света

относительны.



Прочитайте текст и выполните задания A28-A30; B1-B8; C1.


(1)Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри бетонной трубы под железнодорожной насыпью. (2)Отсюда, из этой трубы, командование управляло долгим и трудным боем за южную окраину Сталинграда.

(3)Подходы к трубе находились под огнём немецких батарей, расположенных на возвышенности, и мы выбирались в посёлок по узкому, размокшему от дождей ходу сообщения. (4)В посёлке никого уже не было, люди ушли, и занавески, бившиеся на ветру о камень, казались последним движением жизни. (5)Как пусто вокруг!

(6)Но вдруг мы остановились. (7)Мы увидели дым. (8)Это не был

горький дым пожарища - дикий, тревожный, яростный, мечущийся из

стороны в сторону вместе с огнём в поисках новой добычи. (9)Это был

плотный, спокойный дым больших печей, давно забытый нами дым

индустрии.

(10)Только люди, побывавшие в Сталинграде в те месяцы, смогут

понять, каким невероятным представилось нам это зрелище, в

трёх-четырёх километрах от линии боя, посреди разбитых в щепы домов,

вагонов, заборов, в каменной, разжёванной снарядами пустыне, на виду у

немецких батарей. (11)Так же дико было бы увидеть человека, который

вытащил на поле перед вражескими окопами концертный рояль и стал

играть Шопена.

(12)На поле боя дымила заводская труба.

(13)Я не знаю, как назвать чувство, охватившее нас в эту минуту, но

сопротивляться этому чувству мы не могли и, забыв обо всем, побежали к

трубе.

(14)Мы увидели высокое, обожжённое, закопчённое войной здание. (15)Стены его были насквозь пробиты снарядами. (16)В воротах нас остановил седой, строгий старик, долго звонивший куда-то и спрашивавший, можно ли нас пропустить.

(17)Двор был изрыт воронками. (18)В другом его конце по

дощатым ступеням мы спустились под землю.

(19)Бархатная, домашнего вида портьера отделяла узкий коридор от небольшого помещения, где на стенах висели контрольные приборы, сигнальные лампы, ещё непонятные нам циферблаты с дрожащими стрелками, рубильники, бегущие по карнизу провод.

(20)Следующее помещение представляло собой нечто среднее между обычным городским кабинетом и жильём аккуратного холостяка. (21)Многие вещи, видно, были принесены из дома. (22)Ковры, скатерть с цветной бахромой на одном из столов, шахматы, мандолина. (23)Как странно было видеть всё это в хаосе осаждённого немцами города! (24)Тут же стояли телефоны и радиоприёмник, лежали стопками технические справочники. (25)Между справочниками заблудилась и

беллетристика, - значит, людям здесь часто не спится. (26)Чувствовалось,

что люди не только работают здесь, но и живут, и живут прочно, отнюдь не собираясь отсюда уходить.

(27)Один из сидевших за столом проверил наши документы и сказал

- (28)Вы находитесь на командном пункте Сталинградской электростанции...

(29)После всего, что произошло в те месяцы в Сталинграде, это знакомое слово прозвучало как из далёкого, забытого, милого прошлого. (30)Здесь, в огне грандиозной битвы, с дымом войны смешивала свой

плотный, спокойный дым живая, работающая, излучающая свет

электростанция.

(По Е. Кригеру)

А28 О чём говорит высказывание автора: «Мы увидели дым. Это не был горький дым пожарища - дикий, тревожный, яростный, мечущийся из стороны в сторону вместе с огнём в поисках новой добычи».

  1. Это зрелище было невероятным, потому что шла война.

  2. Солдат поразил героизм людей, живущих в невыносимых условиях наступления.

  3. Этот дым был напоминанием далёкого, забытого, мирного прошлого.

  4. Это был дым мирного жилища.




А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 30 поясняет содержание предложения 29.

2) Предложение 6-7 содержит повествование.

3) Предложения 8-9 включают описание.

4) Предложения 19-22 содержат рассуждение.

А30 Укажите предложения, в которых используются антонимы.

1) 4 − 5 2) 8 − 9 3) 17 − 18 4) 20 − 21


При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке

ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой

клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в

соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа

при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в

отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.


Ответы к заданиям B1-B3 запишите словами.


В1 Из предложения 16 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2 Из предложений 10 - 11 выпишите все частицы.

В3 Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям B4-B8 запишите цифрами.


В4 Среди предложений 3 - 9 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5 Среди предложений 20 - 27 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6 Среди предложений 11 - 19 найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное изъяснительное. Напишите номера этих сложных предложений.


В7 Среди предложений 20 - 26 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи определительного и указательного

местоимений. Напишите номер этого предложения.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна

стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны

вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк

ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой

клеточки.


В8 «Военный журналист, очевидец описываемых событий, Евгений

Кригер, используя такое синтаксическое средство, как _____, с

документальной точностью рисует то картину разрушений

(предложение 10), то обстановку помещения внутри здания

электростанции (предложение 19). Однако с помощью такого тропа,

как _____ (предложение 11), и такого синтаксического средства,

как _____ (предложение 23), его рассказ приобретает

эмоциональность, которая возрастает благодаря использованию

такого приёма, как _____ («плотный, спокойный дым» в

предложениях 9 и 30)».

Список терминов:

1) развёрнутое сравнение

2) парцелляция

3) фразеологизм

4) анафора

5) литота

6) лексический повтор

7) ряды однородных членов

8) восклицательное предложение

9) контекстные антонимы



Часть 3

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, C1, а затем напишите сочинение.


С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


















































Ответы

А28 - 3

А29 - 4

скачать файл | источник
просмотреть