Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 393

Кировского района Санкт-Петербурга



Конкурс исследовательских работ

учащихся начальной школы Кировского района

«Знайка - 2013»



Тема работы:

КАК ЦВЕТА ВЛИЯЮТ НА ЧЕЛОВЕКА




Выполнила: Козак Елизавета


ученица 4 «А» класса

ГБОУ лицей № 393 Кировского района Санкт-Петербурга




Руководитель: Галушкина Вера Николаевна


учитель начальных классов

ГБОУ лицей № 393 Кировского района Санкт-Петербурга













Санкт-Петербург

2013 г.

Оглавление



ВВЕДЕНИЕ

Психологи говорят, что любимый цвет может рассказать очень многое о его состоянии и особенностях личности, цвет так же влияет на настроение. Можно даже определить характер по любимому цвету. Особенно важны именно яркие цвета, которые входят в естественную палитру цветов, то, что входит в радугу.

Актуальность темы: Нас окружают много разных цветов. Мы их видим и на одежде, и на улице, и в домах. Мы видим это многоцветие каждый день, какие-то цвета нам нравятся, какие-то нет.

Цель исследования: А как цвета влияют на человека: на его характер, поведение? Всегда ли значение «любимого» цвета совпадает с нашим характером, поведением? Всегда ли любимые цвета мы предпочитаем в одежде, которую мы носим каждый день?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Определение предпочитаемых цветов

Задумывались ли Вы, почему выбираете одежду определённой цветовой гаммы? Вы чувствуете себя комфортно в оранжевом или только в чёрном? Предпочтения в одежде, цвете интерьера, который Вы выбираете, могут рассказать много интересного и о чертах Вашего характера и даже о состоянии здоровья. Язык цвета универсален, он воспринимается одинаково независимо от национальной принадлежности и культуры. Цветовые воздействия играют немаловажную роль в жизни человека: цвет может повлиять на принятие решения, изменить Вашу реакцию или стать её причиной. Под воздействием определённого цвета может подняться давление или пропасть/повыситься аппетит. Мы не акцентируем внимание на цвете в повседневной жизни, и всю важность его воздействия понимаем только при отсутствии красок: например, в пасмурный, дождливый день мы чувствуем снижение настроения, энергетики, подавленность, и окружающий мир нам кажется неприветливым.

Цвет пробуждает в нас бессознательную реакцию, которая может различаться в зависимости от личных особенностей человека. Цвет, которому мы отдаём предпочтение в определённый момент жизни, может много поведать о нас самих: о наших проблемах, страхах, стремлениях и т.д.

Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе. Психологи в таких случаях используют цветовой тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1940-х годов. Тест Люшера, используемый профессиональными психологами, требует для своего применения специальной подготовки.

Я провела опрос среди учеников моего класса. Опрос был проведен с 25 учениками. Мною были заданы следующие вопросы:

- Какой цвет нравится?

- Какой цвет не нравится?

- Какой цвет предпочитаете в одежде?

Каждый из ребят назвал, тот цвет, который ему нравится в настоящий момент.

Из таблицы исследования можно увидеть, какие цвета предпочитают мои одноклассники:

Название цвета

Нравится

Кол-во

человек

Не нравится

Кол-во

человек

Предпочитают в одежде

Кол-во человек

Желтый

+++

3

+

1


0

Зеленый

+++++++

7

++++

4


0

Черный

++++

4

+++++

5

+++++++++++

11

Красный

++

2

+

1

+++

3

Оранжевый

+

1


0


0

Голубой

++

2

++

2

++

2

Синий

++++

4

+

1

++++

4

Белый

+

1

+

1

++

2

Золотой

+

1


0

+

1

Розовый


0

++++++

6

+

1

Серый


0

++

2


0

Коричневый


0

+

1

+

1

Предпочитаемые цвета представлены в виде диаграмм (приложение № 1 и № 2).

2. Определение значения цветов

Теперь я хочу посмотреть, что обозначает каждый цвет, который выбрали мои одноклассники и как можно охарактеризовать человек, предпочитающий данный цвет (для этого я использовала значение цветов, используемой в методике «Цветовая социометрия»). Из этого можно сделать вывод, какой ты человек.

ЖЕЛТЫЙ - цвет словно кричит: хочу всё и сразу. Традиционная трактовка значения жёлтого цвета - страсть к богатству, склонность к профессиям, которые связаны с финансами, есть мнения, что дети, выбирающие жёлтый цвет полны внутренней радости, очень откровенны и бескорыстны, вбирающие этот цвет свободны от комплексов, оптимистичны, кокетливы. Предпочитают перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь.

Его выбрало 3 человека.

ЗЕЛЕНЫЙ - это цвет говорит о желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Это цвет замкнутости. Человек выбирающий этот цвет как бы показывает, что я отстаиваю свои границы.

Его выбрали 7 человек.

ЧЕРНЫЙ - выбирающий этот цвет испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки.

Его выбрали 4 человека.

КРАСНЫЙ - человек, предпочитающий это цвет - веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства.

Его выбрали 2 человека.

ОРАНЖЕВЫЙ - цвет - сложный, это смесь красного и жёлтого. Этот цвет считается цветом перевозбуждения. Дети, предпочитающие оранжевый цвет нетерпеливы, болтливы, смелы и непосредственны, оптимисты. Любят участвовать в многолюдных развлечениях. Может наблюдаться озабоченность своим внешним видом, приятные собеседники.

Его выбрали 1 человек.

ГОЛУБОЙ - это цвет беспечности, он успокаивает, излучает надежность, цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия. Честный и правдивый - он отличный друг. У него мирная душа. А еще этот цвет предпочитают те дети, чьи родители предъявляют к ним завышенные, порой, взрослые требования. Они (родители) ищут любую мелочь и пытаются исправить все недостатки, чтобы всё было идеально. Но ведь ребёнок не может делать всё идеально. Если ребёнок выбирает голубой цвет, это может быть сигналом родителям к тому, что необходимо снизить планку требований.

Его выбрали 2 человека.

СИНИЙ - Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный.

Его выбрали 4 человека.

БЕЛЫЙ - Стремление к нежности, ласке, защите; к близкому отношению. Нервный, привязчивый. Проявляет чуткость, терпеливо выслушивает других. синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

Его выбрали 1 человек.

ЗОЛОТОЙ - это цвет славы, неизбежной победы, символ всепрощения и способности преодолевать препятствия. Не приносит себя в жертву и не принимает жертв, остается самим собой. Умный и успешный человек.

Его выбрали 1 человек.

Вывод: разнообразие цветов и их значение показывают, что нас окружает не только многообразие цветов, но и также многообразие характеров.

3. Цвета, предпочитаемые в одежде

Общаясь со своими одноклассниками и наблюдая за их характером, поведением, я заметила, что «значение» цветов, которые они выбрали, как любимые, соответствуют их характеру. Также из ответов ребят видно, что не всегда цвет восприятия соответствует цвету, который мы предпочитаем в одежде. Цвет, который человек предпочитает в одежде, оказывает влияние на восприятие нами окружающими. Психология цвета играет огромную роль и в одежде. Она влияет не только на восприятие нас окружающими, но и на то, как мы ощущаем себя сами.

Каковы бы ни были любимые цвета одежды, они должны украшать, а не портить человека. Теперь же посмотрим некоторые цвета и их символическое значение.

Черный (его выбрало 11 человек):

В западной культуре черный цвет, прежде всего, считается официальным, солидным и сдержанным, но это далеко не все связанные с ним ассоциации. Черное часто надевают на похороны; черная одежда - обязательный знак киношных злодеев и ведьм. Однако многие женщины предпочитают черный цвет в одежде полагая, что он делает фигуру зрительно более стройной. Как бы то ни было, это очень тяжелый, полностью поглощающий лучи цвет, эффект которого для полных людей оказывается абсолютно противоположным: черное делает их еще массивнее и тяжелее, отчего окружающие чувствуют себя в их компании весьма неуютно. Черный цвет также принято считать изысканным и шикарным. Это действительно так, но только в том случае, если он вам идет. А идет он далеко не всем, он может портить внешний вид, но и ухудшать внутреннее состояние.

Красный (его выбрали 3 человека):

Красный цвет символизирует энергию и физическую силу. Это также цвет агрессии и опасности, красный цвет также выступает символом могущества. Это очень яркий цвет, и вещи красного цвета помогают их обладателям чувствовать себя увереннее. Однако здесь опять стоит оговориться: выбирая красную одежду, думайте о том, куда и когда ее надевать.

Розовый (его выбрал 1 человек):

Розовый - более спокойный, мягкий и женственный цвет, символизирует умиротворенность и женственность. Поэтому, прежде чем одеваться в этот цвет, опять же подумайте, с кем вы встречаетесь и какое впечатление хотите произвести.

Синий (его выбрали 4 человека):

Синий цвет олицетворяет рассудительность и ясность ума. Он также ассоциируется с творческим началом. Это цвет неба и океана. Он несет в себе безмятежность и спокойствие, но также может быть холодным и отчужденным. Как показывают некоторые исследования, в синем костюме штангисты способны поднять больший вес. Однако переизбыток темно-синего может действовать угнетающе.

Коричневый (его выбрал 1 человек):

Коричневый цвет несет в себе ощущение основательности и надежности: это цвет земли, а значит - цвет стабильности. Однако он может также вызывать тоску и уныние и ассоциироваться с ограниченностью и замкнутостью. Коричневый цвет больше любят мужчины.

Сейчас, может быть, уже мысленно каждый перебираете свой гардероб, размышляя, что же, в конце концов, нужно носить. А следует:

♦отдавать предпочтение одежде тех цветов, которые, по мнению окружающих, идут вам и делают вас привлекательней;

♦выбирать цвета, в которых вы сами чувствуете себя комфортно и уверенно;

♦выбирать цвет одежды в зависимости от конкретной ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проведенной мною исследовательской работы «Как цвета влияют на человека» можно сделать вывод, что разнообразие цветов и их значение показывают, что нас окружает не только многообразие цветов, но и также многообразие характеров.

Исходя из проведенных исследований учеников 4 «А» класса при выборе одежды необходимо отдавать предпочтение одежде тех цветов, которые, по мнению окружающих, идут вам и делают вас привлекательней; выбирать цвета, в которых ты сам чувствуешь себя комфортно и уверенно; выбирать цвет одежды в зависимости от конкретной ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Б. А. Базыма Цвет и психика, 2001.

  2. П. Роусон «Техника общения», 2005.

  3. http://mirrosta.ru/psichologiya-obscheniya/tsvet-odezhdi-vliyaet-na-vospriyatiya-vas-drugimi-liudmi.html

  4. http://kid-info.ru/kaleydoskop/o-chem-govorit-lyubimyj-cvet-rebyonka.html#ixzz2JTcRfis8

  5. http://psyfactor.org/color.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Приложение 2



http://veciy.ru