Шаламай Кирилл Иванович

Генеральный директор ГП «Классификационное

общество «Регистр судоходства Украины»

г. Киев





БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ И В ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЕ МОРЯ





Безопасность судоходства на внутренних водных путях обеспечиваетсядеятельностью государственных органов исполнительной власти, а также значительным количеством предприятий морской и речной отрасли Украины.

Для понимания всего комплекса безопасности судоходства на ВВПпредлагаю разбитьосновные функции и задачи на составляющие.

В первую очередь, это создание условий для обеспечения безопасного судоходства. В этом сегменте принимают активное участие следующие игроки:

1. Министерство инфраструктуры Украины - регулятор, который осуществляет управление морским и речным транспортом, нормативно-правовое регулирование судоходства на море и ВВП. Именно министерство совместно с бизнесом активно занимается разработкой Закона Украины «Про внутренние водные пути Украины», который установит правила игры на ВВП для всех участников процесса. Кроме этого, регулятор своим приказом утвердил правила судоходства на ВВП. Именно Мининфраструктурыв 2012 году инициировало принятие постановления КМУ, благодаря которому пассажирским судами яхтам под иностранным флагом было разрешено свободное передвижение по ВВП без получения разового разрешения. Министерством проводится работа с другими странами для заключения договоров по взаимному открытию внутренних водных путей всем судам для свободного судоходства;

2. ГП «Укрводпуть». Обслуживает 1922 км внутренних водных путей.Предприятие, на которое возложены важнейшие функции поддержания безопасных габаритов судового хода (габариты суднового хода: глубина 3,65 м, ширина 80 м, радиус закругления 800м), установки оборудования внутренних водных путей Украины (буи, вехи, светящие знаки, створы и т.д.), а также содержания судоходных гидротехнических сооружений (шлюзов) и обеспечение беспрерывного пропуска судов. Шлюзов на протяжении р. Днепр 6 шт. (Киевский, Каневский, Кременчугский, Днепродзержинский, Запорожский и Каховский).


ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

судоходных гидротехнических сооружений (шлюзов)


п/п

Наименование шлюза

Длинна камерыв м

Ширина камерыв м

Глубина на верхнем/нижнемпорогев м

Месторасположения объекта

1.

Киевский шлюз

150

18

4,30/4,00

г. Вышгород, Киевской обл.

2.

Каневский шлюз

270

18

4,50/4,00

г. Канев,

Черкасской обл.

3.

Кременчугский шлюз

270

18

4,40/3,65

г. Светловодск, Кировоградскойобл.

4.

Днепродзержинскийшлюз

270

18

4,50/3,65

г. Днепродзержинск,Днепропетровскойобл.

6.

Запорожский однокамерный шлюз

290

18

6,90/5,50

г. Запорожье

7.

Каховский шлюз

270

18

3,65

г. Новая Каховка,Херсонской обл.


Ни для кого не секрет, что без надежной работы шлюзов и безопасного пропуска судов судоходство на ВВП не возможно, а от датокончания и качества их ремонта напрямую зависит период навигации на ВВП и безопасность пропуска судов. Ввод шлюзов в эксплуатацию по окончанию ремонта осуществляется исключительно после проведения осмотра и подтверждения соответствующим актом их пригодности к безопасной эксплуатации Регистром судоходства Украины.

Предприятие имеет свой дноуглубительный флот (надзор за техническим состоянием которого осуществляет Регистр судоходства Украины).Этот флот поддерживаетгарантированныенавигационные глубины, задекларированные Украиной и внесенные в Голубую книгу судоходных путей ЕС.

Перед открытием навигации на ВВП, ГП «Укрводпуть» под надзором Регистра судоходства Украины проводит комплекс работ по замерам глубин судоходной части ВВП. Кроме того, до начала навигации проводятся тральные, дноочистительные, инструментальные работы. По результатам проведенных замеров вносятся коррективы в бумажные и электронные карты.

Еще одной немаловажной функцией есть защита берегов от размывания и их укрепление материалом, полученным при проведении дноуглубительных работ. Предприятие согласовывает проведение робот по забору грунтаи контроль за местами сборагрунта в русле речек и водохранилищ, согласование проектов строительства или переоборудования мостов, переправ, воздушных и подводных переходов (трубопроводов, дюкеров, линий связи, ЛЕП), расположенныхна водных путях.Дополнительно, проводит паспортизацию и инструментальные исследования береговых и гидротехнических объектов, шлюзов;

3. ГУ «Госгидрография» закончило полное покрытие реки Днепр электронной картографией, что позволило всем судам осуществлять безопасное судоходство используя навигационные системы с достаточной точностью определения местоположения судов. Карты доступны всем судам, включая маломерные (малые).

Для контроляза гарантированнымигабаритамисудоходных путей, изучения русловых режимов перекатов, для проектирования прорезов на перекатах иобеспечения проведения дноуглубительных робот проводятся гидрографическиесъемки внутренних водных путей.

4. Речная информационная служба - создана для способствования повышению безопасности судоходства и перевозки грузов, а также наиболее эффективного использованиявозможностей судоходных ВВП. Служба РИС -современная служба сбора, обработки и анализа информации относительно полного комплекса обеспечения речного судоходства, которое отвечает европейским стандартам и директивам ЕЭК ООН. Служба предоставляет судоводителям путевую информацию, состояние уровней воды и соответственно глубин, метеорологические сводки, информациюпо обработке в порту.

5. ГП «Классификационное общество «Регистр судоходства Украины» осуществляет:

классификацию морских и речных судов, внутренних водных бассейнов при условии судоходства;

устанавливаетграницы районов и условий морского плавания поднадзорных судов;

разработкуиутверждение правил и технических требованийпо обеспечению исполнения требований безопасности судоходства, охраны жизнии здоровья пассажиров, экипажейсудов, сохранностигрузов, которые перевозятся, экологической безопасности судов;

технический надзор за выполнением правил и технических требований предприятиями, организациями илицами, которые проектируют, ведут строительство и роботыпо переоборудованию, модернизации, ремонту, эксплуатации судов, судовых механизмов, устройств и оборудования, а такжепоизготовлению материалов и изделий для судов;

устанавливает и следит за соблюдениемтехническихусловий и требований относительно конструкции, снабжения, оборудования и снаряжения судов, укомплектования и сроков освидетельствования, квалификации экипажа, гидротехническими сооружениями.

согласование проектно-технической документациии технический надзор за строительством, переоборудованием, модернизациейи ремонтом судов, судовых механизмов, оборудования, устройств, холодильных установок, контейнеров, испытанием изготовленныхматериалов иизделий, судового снабжения и т.д.с оформлением соответствующих документов;

технический надзор за судами, которыеэксплуатируются, путем проведения периодических ивнеочередных осмотров, выдача документов про годность судовк плаванию;

технический надзор за экологической безопасностью судов;

технический надзорза другими объектами и процессами промышленостии транспортапопоручениюМининфраструктуры;

ведение учета поднадзорных судовс ведением Регистровой книги;

согласование проектов стандартов, руководящих документов, техническихтребованийидругих нормативных документов по судостроению, судоремонту и техническойэксплуатации флота;

экспертизу технического состояния судовидругих объектов надзорасогласно с нормативными документами;

другие услуги по классификациии сертификации систем качестваиизделийпромышленостиУкраины, а такжеиностранных, посогласованиюсГосстандартом исоответственно ктребованиям Украинскойгосударственной системы сертификации продукции (УкрСЕПРО);

изданиеинструкций, информационных и разъяснительных материалов повопросам технического надзора, обмеруи учету судов, судостроения и судоходства;

врамках своей компетенции выдаёт на суда, которыеосуществляют международные рейсы, свидетельства, предусмотренные международными договорами повопросам торгового мореплавания.

Ну и конечно важнейшая функция - надзор за безопасностью судоходства который осуществляется Государственной инспекцией Украины по безопасности на морском и речном транспорте. Центральный орган исполнительной власти который реализует государственную политику в области безопасности на морском и речном транспорте и осуществляет государственный надзор (контроль) за судоходством как на ВВП, так и на море. Укрморречинспекция контролирует судоходство, начало и окончание навигации, поддержание безопасных глубин, лоцманскую и ледовую проводку, проведение ледовой кампании, квалификацию специалистов морского и речного транспорта, моряков и речников. Инспекция осуществляет регистрацию судов, выдает дипломы судоводителей на ВВП как для речных, так и для маломерных (малых) судов, выдачу субъектам хозяйствования лицензий на перевозку опасных грузов, пассажиров и багажа, а также выдает разрешения иностранным судам под флагами стран, с которыми не заключены договора про взаимное открытие ВВП. Инспектора проводят осмотр судоходных компаний и непосредственно судов на соответствие требованиям безопасности судоходства. Кроме этого проводит расследования аварийных случаев и разработку мероприятий по недопущению этих случаев в будущем.


Безопасность судоходства в прибрежной зоне моря.


На наш взгляд,система безопасности судоходства в морской зоне ответственности Украины состоит изнескольких основных блоков:

Обеспечение безопасности судоходства.

Надзор (контроль) за безопасностью судоходства.

Навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение судоходства.

Технический контроль за судами, гидротехническими сооружениями.

Система подготовки, переподготовки идипломирования специалистов морской отрасли.

Организация береговых систем технического и информационного обеспечения безопасности судоходства.


В масштабе страны, функции по обеспечению безопасности возложены на центральный орган исполнительной власти в области транспорта, обеспечения безопасности движения - Мининфраструктуры.

Непосредственно функции обеспечения безопасности судоходства в морских портах выполняются ГП «Администрация морских портов Украины», созданное в соответствии с Законом Украины «Про морские порты Украины». ГП «АМПУ» обладает достаточными резервами, оборудованием и специалистами для поддержки на требуемом уровне безопасности судоходства. Кроме того, в состав предприятия входит филиал ГП «Дельта-лоцман» основной функцией которого есть оказание услуг по лоцманской проводке и проводке Службами регулирования движения судов. Еще один филиал КП «Морская поисково-спасательная служба» обеспечивает поиск и спасение з морской зоне ответственности Украины. Еще однуфункцию,связанную з безопасностью, выполняет Национальный центр дальней идентификации судов. Кроме того, предприятием обеспечивается работа ГМССБ, а также ISPS.

Контроль (надзор) за безопасностью возложен на центральный орган исполнительной власти который реализует государственную политику в области безопасности на морском и речном транспорте. Контроль осуществляется за всеми вышеприведенными сегментами системы. Кроме Укрморречинспекции, контроль за судами возложен на капитанов морских портов и их службы.

Навигационно-гидрографическим и гидрометеорологическим обеспечением судоходства занимается ГУ «Госгидрография». Обслуживание и обеспечение работы маяков, светящих знаков и буев возложено именно на
ГУ «Госгидрография». Кроме того,в распоряжении учреждения есть современная система мониторинга надводной обстановки, благодаря которой можно отслеживать движение и идентифицировать практически любое судно при помощи Автоматической идентификационной системы (АИС). В дополнении к сказанному, ГУ «Госгидрография» публикует навигационные карты, направляет на суда навигационные и прибрежные предупреждения, метеорологические сводки.

Технический контроль за судами, каналами, акваториями, причалами осуществляет Регистр судоходства Украины.

Вопросы подготовки, переподготовки и дипломирования специалистов морской отрасли находятся в компетенции Инспекции по вопросам подготовки и дипломированию моряков.



Обеспечение безопасности на море помимо аспектов общей безопасности на транспорте имеет отчетливо выраженную специфику. Реализация этой специфики в плане государственного регулирования деятельности предприятий и организаций морской отрасли должна быть обеспечена Министерством инфраструктуры Украины, как центральным органом исполнительной власти, формирующим и реализующим государственную политику и осуществляющим управление отраслью морского и речного транспорта, а также выполняющим функцию Морской администрации Украины.




http://veciy.ru