veciy.ru

18.12.17
[1]
переходы:73

скачать файл
Налог на имущество увеличился на 88 млн рублей

ВЕСТНИК РОСМОРРЕЧФЛОТА


«Росморпорт»: доходы растут


На вопросы «ТР» отвечает руководитель ФГУП «Росморпорт» Игорь РУСУ


Игорь Михайлович, как бы вы оценили деятельность ФГУП

«Росморпорт» и его филиалов в первом полугодии текущего года? Насколько серьезно вли­яние кризиса на работу пред­приятия и какие антикризисные меры предпринимаются сегод­ня для сохранения стабильно­сти и эффективности его дея­тельности?


- Анализ финансово-эконо­мического состояния ФГУП «Рос­морпорт» свидетельствует о фи­нансовой устойчивости предприя­тия. Наблюдается рост доходов по сравнению с уровнем прошлого года на 8%, или 427 млн рублей. По итогам первого полугодия прибыль от налогообложения со­ставила 1134 млн рублей.

При этом необходимо отметить, что портовые сборы, составляю­щие основную долю в доходах предприятия, незначительно уменьшились (на 1%), или прак­тически остались на уровне 2008 года.

Возросли на 121 млн рублей до­ходы от сдачи имущества в аренду по новым договорам, заключен­ным с учетом проведенной оценки рыночной стоимости права поль­зования федеральным недвижи­мым имуществом.

Увеличились доходы, получае­мые от прочих видов деятельно­сти (на 332 млн рублей), в первую очередь за счет более эффектив­ной работы флота предприятия.

Расходы по обычным видам деятельности по сравнению с уровнем прошлого года также увеличились - на 423 млн рублей - за счет объективного роста рас­ходов практически по всем ста­тьям (фонд оплаты труда, топли­во, амортизация) и поступления на баланс предприятия нового имущества (паромные комплексы в Усть-Луге, Балтийске, ледоко­лы «Капитан Драницын», «Капитан Николаев», распределительно-перевалочный комплекс нефте­продуктов «ЛУКОЙЛ-И» в Высоц-ке).

Налог на имущество увеличился на 88 млн рублей.

Основными факторами, влия­ющими на финансово-эконо­мическое состояние предприятия в условиях кризиса, являются по­казатели грузооборота, от кото­рых зависит доходная часть, а так­же нестабильность курса рубля по отношению к доллару США и евро, которая привела к отрицательным курсовым разницам по валютным обязательствам предприятия. Рост курса доллара по сравнению с уровнем прошлого года привел к отрицательным курсовым раз­ницам по кредитным договорам с Европейским банком реконструк­ции и развития.

Для обеспечения устойчивого финансового состояния пред­приятием приняты определенные меры, которые прежде всего на­правлены на сокращение рас­ходов. Программа деятельности на 2009 год, сформированная до кризиса, в июле 2008 года, была пересмотрена: доходы снижены на 0,6 млрд рублей в связи со сни­жением планируемого судооборо­та, текущие расходы сокращены на 1,2 млрд рублей за счет сокра­щения выплат по оплате труда, топливу и ремонту основных фондов в связи с сокращением объемов выполняемых работ.

Платежеспособность предпри­ятия находится на удовлетвори­тельном уровне. Предприятие является способным к погаше­нию своих краткосрочных обяза­тельств. Показатели коэффициен­та обеспеченности собственными оборотными средствами немного ниже нормативных вследствие не­обходимости создания и развития дорогостоящих объектов портово­го хозяйства за счет бюджетных и привлеченных средств.

Несмотря на то, что в целом первое полугодие для ФГУП «Рос­морпорт» оказалось более пози­тивным, чем прогнозировалось в начале года, выполнение пла­новых показателей по доходам и прибыли за 2009 год во многом зависит от индексации портовых сборов, которая была учтена пла­новыми показателями программы деятельности предприятия. Дей­ствующие ставки портовых сбо­ров установлены в декабре 2007 года и с учетом уровня инфляции не пересматривались до настоя­щего времени.

Кроме индексации, предпри­ятие предлагает установить или скорректировать действующие ставки сборов в некоторых пор­тах.


- Недавно под председатель­ством Игоря Левитина прошло совещание, посвященное реа­лизации проекта комплексного развития Мурманского транс­портного узла. Какие задачи для Росморпорта вытекают из решений, принятых на совеща­нии, как они будут выполнять­ся?


- Выполнение мероприятий по проектированию и строительству в рамках развития Мурманского транспортного узла в соответ­ствии с ФЦП возложено на ФГУ «Ространсмодернизация». Со­гласно принятым решениям ответ­ственным исполнителем в части создания объектов федеральной собственности выступает Мин­транс России, в части объектов инвестиций - ОАО «Управляющая компания «Мурманский транс­портный узел».

ФГУП «Росморпорт» являет­ся одним из учредителей ОАО «Управляющая компания «Мур­манский транспортный узел».

По сути, планируется созда­ние круглогодично действующего глубоководного морского хаба - центра по переработке контей­нерных и нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор «Север - Юг». В связи с этим намечается привлечение крупных инвестиционных ресур­сов. Согласно действующему за­конодательству вновь созданные объекты федеральной собствен­ности в границах морского порта будут переданы в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт».

3 июля 2009 года состоялось общее собрание акционеров ОАО «Управляющая компания «Мур­манский транспортный узел», на котором они утвердили годовой отчет общества за 2008 год, го­довую бухгалтерскую отчетность, избрали Совет директоров и ре­визионную комиссию. Предсе­дателем Совета директоров был избран министр транспорта РФ Игорь Левитин.


- Морские порты России дают прямой выход практи­чески во все регионы мира. Они пропускают значительную часть экспортно-импортного грузопотока. В то же время их пропускная способность недо­статочна для переработки су­ществующих объемов грузов. Как, за счет чего повысить эф­фективность работы портов, их конкурентоспособность?


- Проведенный Минтрансом России анализ существующих недостатков и рисков, влияющих на развитие морских портов, по­казал, что к недостаткам можно отнести: особенности климати­ческого и географического по­ложения портов (ледовая обста­новка, мелководные акватории, протяженные подходные каналы); отсутствие принятых в мировой практике налоговых и таможен­ных преференций, в том числе для создания портовых особых эконо­мических зон; неразвитость ло­гистической припортовой инфра­структуры и железнодорожных и автомобильных подходов к пор­там; недостаточная нормативно-правовая база, особенно в вопро­сах земельных и имущественных отношений; повышенная нагрузка на окружающую среду.

Существенным образом на кон­курентоспособность российских портов влияют изменения желез­нодорожных тарифов в направле­нии портов и их ожидаемый рост в связи с планируемым вступлени­ем России в ВТО.

К преимуществам и возмож­ностям для развития российских морских портов можно отнести: экономический потенциал нашей страны и значительный по масшта­бам объем экспортно-импортных перевозок, в том числе транзитных; готовность портового бизне­са вкладывать солидные средства в развитие терминальных мощно­стей; наличие высококвалифици­рованных кадров и сложившейся системы образования; создание судостроительного холдинга, ко­торый обеспечит в перспективе конкурентоспособность россий­ского флота.

ФГУП «Росморпорт» за счет средств федерального бюджета, а также собственных и привле­ченных средств решает долго­срочные задачи по строительству, реконструкции и модернизации объектов прибрежно-портовой инфраструктуры.

Для реализации государ­ственных интересов в Финском заливе и содействия коммер­ческому судоходству в обеспече­нии перевозок в зимний период предприятием завершено строи­тельство двух новых линейных дизель-электрических ледоко­лов, а всего в сфере ледокольно­го обслуживания флота в морских портах и на подходах к ним ФГУП «Росморпорт» использует 24 ле­докола, находящихся на балансе предприятия.

Предприятие развивает сеть систем управления движением судов (СУДС) районов обязатель­ных судовых сообщений и автома­тических идентификационных си­стем (АИС), а также осуществляет лоцманские проводки в целях обеспечения безопасности море­плавания на подходах и в аквато­риях портов.


- Одна из важнейших задач Росморпорта и его филиалов - обеспечение безопасности судоходства, поддержание объявленных глубин акваторий морских портов. Расскажите о ключевых направлениях дея­тельности предприятия в этой области. С какими проблемами приходится сталкиваться?


- Одним из ключевых условий обеспечения безопасного мореплавания является соответствие глубин судоходных каналов и операционных акваторий уста­новленным параметрам. С целью поддержания проектных глубин в районах ответственности ФГУП «Росморпорт» на постоянной основе проводятся ремонтные дноуглубительные работы.

По физико-географическим условиям ремонтное дноуглубле­ние требуется ежегодно прово­дить на акваториях 14 морских портов и 24 судоходных каналов, суммарная протяженность кото­рых составляет 505,8 км.

В 2008 году объем ремонтного дноуглубления составил 5 266,7 тыс. м3. И это практически мини­мальный ежегодный объем.

В 2009 году продолжаются масштабные дноуглубительные работы по формированию аква­тории морского торгового порта Усть-Луга (ведется реконструк­ция южного подходного канала и разворотного круга порта до от­метки минус 16 метров). До конца текущего года в морском порту Усть-Луга необходимо выполнить дноуглубительные работы в объе­ме 15,35 млн м3.

В рамках реализации распоря­жения Правительства Россий­ской Федерации от 26 ноября 2008 года № 1754-р для обеспе­чения строительства морской составляющей Балтийской тру­бопроводной системы (БТС-2) в настоящее время завершается документальное оформление ввода в эксплуатацию 1-й оче­реди операционной акватории перегрузочных комплексов се­верной части морского торгово­го порта Усть-Луга (универсаль­ный, минеральных удобрений, наливных грузов и части угольно­го терминала) с отметкой дна 16 метров, что позволит уже с 2010 года осуществлять подход к при­чалам и обработку судов водоиз­мещением 100 тыс. тонн с осад­кой до 14 метров. Данная работа является приоритетной задачей ФГУП «Росморпорт».

Закончены реконструкция Пе­тровского фарватера, строи­тельство акватории морского пассажирского терминала Санкт-Петербурга и подходного канала к нему, которое велось с 2005 года.

К проблемным вопросам можно отнести следующие:

1. Давноназреланеобходимость строить новые земснаряды для ис­пользования в акваториях портов, где объем ежегодного ремонтного дноуглубления составляет 1 млн куб. м грунта и более. Например, Астрахань, Архангельск, Калинин­град, Таганрог, Усть -Луга.

2. Необходимо решить вопрос проведения природоохранных мероприятий в период дноуглуби­тельных работ. Для регулирования деятельности в этой области в той или иной форме разработаны и действуют 10 международных и более 50 нормативных правовых документов Российской Федера­ции.

По заказу ФГУП «Росморпорт» проводится НИР на тему «Иссле­дование и оценка эффективно­сти природоохранных меропри­ятий при проведении морских дноуглубительных работ». Цели выполнения НИР: повышение оперативности и качества ме­роприятий по обеспечению эко­логической безопасности при проведении морских ремонтных дноуглубительных работ и сбро­са (захоронения) извлеченного грунта; снижение затрат на под­готовку и проведение природо­охранных мероприятий.

По итогам НИР ожидается по­лучить утвержденный на феде­ральном уровне руководящий документ для регламентирования данного вида деятельности пред­приятия в виде «Руководства по обеспечению экологической без­опасности и охране окружающей среды при проведении морских дноуглубительных работ».

Необходимо отметить, что зна­чительно устарели руководящие документы для расчетов стоимо­сти морских дноуглубительных работ. Например, последний пре­йскурант цен был введен в дей­ствие в 1984 году.

ФГУП «Росморпорт» во взаимо­действии с Росморречфлотом и Минрегионом России готовят еще одну научно-исследовательскую работу в целях создания государ­ственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок на дноуглубление.

скачать файл | источник
просмотреть