veciy.ru

21.08.17
[1]
переходы:51

скачать файл
Наблюдение над словами

В Оргкомитет III республиканского дистанционного Фестиваля педагогических идей

«ИКТ в образовательном пространстве


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Сосногорска Республики Коми




Наблюдение над словами - действиями.

Развитие умения ставить к ним вопросы.


Направление Фестиваля - ИКТ в начальном общем образовании.





Автор работы Микулич Анна Валерьевна

учитель начальных классов

169500 Республика Коми, г. Сосногорск,

ул. Лермонтова, 12

МБОУ СОШ № 5 г. Сосногорска


Сосногорск

2012

Наблюдение над словами - действиями.

Развитие умения ставить к ним вопросы.


(урок введения нового знания)

Сценарий урока русского языка во 2 классе.



Составила:

Микулич Анна Валерьевна

МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска


Сценарий урока русского языка во 2 классе


  1. Тема урока: Наблюдение над словами - действиями. Развитие умения ставить к ним вопросы.

  1. Цель урока: формировать понятие о глаголе (словах - действиях) как части речи.


  1. Задачи урока:

а) обучающие

- актуализировать знания о словах - предметах (имени существительном), о словах - признаках (имени прилагательном),

- дать понятие о словах - действиях,

- развивать умение задавать к словам - действиям вопросы,

- показать роль слов - действий в русском языке;

б) развивающие:

- продолжить расширение словарного запаса учащихся,

- продолжить работу над привитием интереса и любви к родному языку,

- продолжить работу над развитием речи,

- продолжить работу над развитием орфографической зоркости,

- продолжить работу над умением ставить учебные задачи, формулировать тему урока, делать выводы,

-продолжить работу над развитием рефлексивности учащихся;

в) воспитательные:

- продолжить работу над формированием аккуратности,

- продолжить работу над формированием каллиграфического почерка,

- продолжить работу над формированием совместной деятельности учащихся;

г) стимулирующие:

-вызвать желание искать ответы на вопросы, узнавать больше по пройденной теме.

д) самообразовательные:

-углублять свои знания по данному вопросу.


  1. Методы и методические приёмы: проблемный диалог, беседа, прием «Кластер», «Метод пяти пальцев».


  1. Оборудование: таблица по самооценке, таблица критериев оценивания написания букв, таблицы «Слова - предметы», «Слова - признаки», «Слова - действия», экран, мультимедиапроектор, компьютер, фонарь, свеча, листы зелёного цвета у учащихся с блок-схемами для заполнения «кластера», цветные карандаши, листы с заданиями, таблица «Пять пальцев», сигнальные карточки «Огоньки».

Оформление доски


аккуратность соответствие букв образцу

каллиграфия размер букв

грамотность наклон букв


Я молодец!

Могу и лучше.

В следующий раз постараюсь.




экран




21 января.

Классная работа.


т т т


Слово - предмет




Слово - признак



Слово -
















Морозный узор


Этапы урока

Содержание урока

Слайды + Примечания

1.Орг. момент





*










*

- Здравствуйте, ребята, гости. Меня зовут Анна Валерьевна. Сегодня урок русского языка мы проведём вместе.

Учитель показывает фонарь без свечи.

- Это фонарь. А это свеча. Будет ли светить фонарь, если нет свечи? (Полезен он будет, если зажечь свечу и поставить в фонарь.) Зажигает свечу и ставит в фонарь.

- Есть даже такая пословица - (дети читают на доске запись)

-Какого человека называют умным? (Кто много знает)

-Как люди получают знания? (Читают, спрашивают, учатся, открывают)

-Сегодня мы тоже будем добывать знания, чтобы ваши головы были умными и огоньки знаний в них не угасали.

- Записываем число, классная работа. Ставим ударение, проговариваем орфограммы.


Минутка чистописания. Написание буквы «т» с анализом.

- Сегодня я увидела на оконном стекле узор. Мне он показался необычным. А вам? Показать лист. Закрыть объектив. Кто хочет стать волшебником? Давайте «проявим» узор с помощью акварели! (Увидели букву т)

- Какая буква? (строчная). На минутке чистописания будем прописывать букву т.

- Что будем оценивать в работе? (Аккуратность, грамотность, каллиграфию - размер букв, наклон букв, соответствие образцу).


Пальчиковая гимнастика (этот пальчик самый сильный, самый толстый…).

Настрой на правильное положение тела, тетради, ручки при письме.

Выполнение работы.

Оценка выполненной работы по критериям по таблице самооценки (дети отмечают цветными карандашами цвет кружка). Слово учителя. Поднимите тетрадочки вверх!


1.Приветствие.





2.Голова без ума, что фонарь без свечи.








3.Узор.



Лист с «морозным» узором на мольберте.


аккуратность соответствие букв образцу

каллиграфия размер букв

грамотность наклон букв


Я молодец!

Могу и лучше.

В следующий раз постараюсь.

Критерии.

2. Проверка домашнего задания

- Для чего вы выполняли эту работу? (чтобы писать красивее)

- Чему вы ещё учитесь на уроках русского языка? (Учимся любить русский язык, учимся орфографической зоркости, грамотности, применять правила, без ошибок списывать с книги, с доски, завязывать шнурки и т. д.)

-Какое домашнее задание было задано? (Написать в тетради три слова, которые обозначают предмет, и три слова, обозначающих признак предмета)

- Какие написали слова-предметы, слова-признаки? (Выслушать ответы)

-Я уверена, что вы все придумали интересные слова, но, к сожалению, выслушать всех мы не сможем. Как можно организовать работу, чтобы вы услышали больше слов? (Почитать друг другу слова в парах)

Работа в парах.

Дети читают в тетрадях вопросы кто? и что? какой? какая?

Проверяют друг у друга слова.

Взаимопроверка.

- Все справились?


Метод «Хлопки»

Актуализация знаний


*







*

- Как назвать слова, записанные в 1 группу? (слова-предметы).


Выставлять схему «Слово-предмет»

- На какие вопросы отвечают слова-предметы? (кто? что?) Почему 2 вопроса?

- Для чего нужны слова - предметы? (Для обозначения самих предметов)



- Как назвать слова, записанные во 2 группу? (слова-признаки).


Выставлять схему «Слово-признак»

- На какие вопросы отвечают слова-признаки? (какой? какая? какие? какое?)

- Для чего нужны слова - признаки? (Делают нашу речь красивее, обозначают признаки предметов)





На доске табличка

«Слово-предмет»

+

4. КЛАСТЕР

Слово-предмет

На доске табличка

«Слово-признак»

+

5. КЛАСТЕР

Слово-признак



3. Постановка проблемы

- Перед вами картина.

Какое на ней время года? Докажите!

Назовите слова-предметы, слова-признаки.

- Попробуйте рассказать, что делают дети, используя только слова - предметы и слова-признаки.

Затруднение в деятельности - дети не могут рассказать.

- А как же тогда поступить? (Надо подобрать другие слова)

6. Сюжетная картина

На доску -

?

На доске табличка

«Слово-………»


Целеполагание

- Какую цель поставим себе на этот урок? (Познакомиться, с другими словами, которые тоже позволяют общаться, понаблюдать за новыми словами, подобрать к ним вопросы).

7. Цель: наблюдать, знакомиться с новыми словами, учиться ставить к ним вопросы.


4. Открытие «нового» знания

- Используя другие слова, теперь расскажите, что ребята делают?

(Катаются, радуются,………….)


- Что это за слова? Давайте разберемся.



- Это слова - предметы? (нет) Слова-признаки? (нет)

- На какой вопрос отвечают слова «катаются, радуются»? (что делают?)

- На парте есть лист зелёного цвета, который вы будете заполнять. Работаем в парах. Запишите вопрос!

- Какой вопрос зададим к слову «стоит»? (что делает?) Записываем вопросы!!!

- Что мы ещё будем выяснять об этих словах на уроке? (Что обозначают, для чего служат).

- На что указывает слово «катаются, кричат»? (движения)

- Чем является движения для предмета? (действием)

- Для чего мы их использовали? (Уточнили, что делает предмет).


-Значит, что в русском языке обозначают такие слова? ( Они обозначают действие предмета). Записываем ниже - обозначает…!!!


Физминутка.


Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Нас работа ещё ждёт.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех!

Побежим скорее в класс,

Там дослушаем рассказ.

- Какие действия выполняли?

8. Сюжетная картина



Слова -



Дети в парах пишут в листах зелёного цвета















5. Первичное закрепление

- Что узнали про новые слова? (существуют слова, которые отвечают на вопросы… и …)

- Используйте зелёный лист для ответа!

Учащиеся по схеме с листа проговаривают то, что узнали о словах - действиях, а на доске потом - кластер.

Как называются такие слова?» (слова-действия).

- Давайте поближе познакомимся с ними.


1. - Прочитайте слова. Как их можно назвать? (Это слова - действия) У некоторых слов в написании есть одна общая буква. Какая? (т) Запишите, пожалуйста, в тетрадь те слова, в написании которых есть буква т.

Старайтесь писать аккуратно, грамотно, красиво.

Проверка.


2. - Зима - прекрасное время года. Много красивых картин, стихотворений, рассказов написано о зиме. Перед вами текст. Познакомьтесь с ним!

(Читают). (Читает кто-то один вслух).

- Вам он нравится? (Чего-то не хватает).

- Сейчас вам предстоит работа в группах по четыре человека. Повернитесь друг к другу!

На белом листе этот же рассказ. Познакомьтесь с заданием! Дать время!

Читают задание вслух

- Попробуйте выбрать те слова, которые больше всего подходят. Впишите их, чтобы рассказ получился красивым! Мы выслушаем тех, кто раньше всех выполнит задание.

Дети в «четвёрках» вписывают нужные слова вместо многоточия. Дифференциация!!!

- Проверяем выполнение задания. Один человек читает, а все остальные, если согласны, поднимают вверх сигнальные «огоньки», соглашаясь с произнесённым словом. (Учитель объявляет отметку всей группе, учитывая скорость выполнения и правильность подбора слов). Проверка!

- Скажите, остались лишние слова? Какие?

-Да, у вас получился красивый рассказ, но у писателя Гергия Скребицкого написано так). С его произведениями вы будете знакомиться на уроках литературного чтения.


Гимнастика для глаз. (Пальминг, релаксация под музыку) - представьте себе эту чудесную картину.

На доске «достроить»!


9. КЛАСТЕР

Слово-действие

На доске табличка

«Слово - действие»

10. Картинка + все слова


11. Слова с «т»





12. Текст













13. Текст








фоновая музыка



6. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

- Домашнее задание: составить красивое предложение на тему «Зимний лес» и написать его в тетради, используя слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Кто-то захочет составить одно предложение, а кто-то два, а кто-то целый рассказ. По желанию. А я обязательно спрошу потом у Жанны Рюриковны.

- Урок заканчивается, давайте подведем итог проделанной работе.

- Вернемся к началу нашего занятия.

Обратить внимание на пословицу.

- Посмотрите, как ярко горит свеча в фонаре. Теперь от него есть польза?

- А что дал каждому из вас сегодняшний урок? Была ли от него польза?

- Поднимите руку вверх и, начиная с мизинца, загибайте пальчики, если вы согласны со мной!

Используем «Метод пяти пальцев» (дети загибают пальцы на ладошке и комментируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы).

М (мизинец)- мыслительный процесс.

-Мысли были? Опыт каждый из вас сегодня получил?

Б (безымянный) - близость цели.

-Какую цель мы поставили на уроке? Достигли ее или нет? Что мы сегодня

для сделали для ее достижения? Снимаем вопрос? (Снять с доски карточку).

С (средний) - состояние духа.

-Каким было сегодня ваше преобладающее настроение? Почему?

У (указательный) - услуга, помощь.

- Кому и Чем сегодня помогли?

Б (большой) - бодрость, физическая форма.

- Каким было ваше физическое состояние сегодня? Что вы сделали для своего здоровья?


1. - У кого зажаты все пальчики в кулачок, возьмите свой «огонёк», подойдите к доске и прикрепите (дети подходят).

- Этот фонарь я унесу с собой, а у вас в классе останется яркий факел ваших «огоньков»! Пусть этот факел знаний горит в ваших головах. Ведь голова без ума, что фонарь без свечи.


(«Огоньки», как дети «идут» к фонарю - «учителю», который их зажёг, т.к. от него дети получили знания, научились новому). Фонарь, как символ вечного света учения, света любви к знаниям.



- Спасибо за работу.

- Урок окончен.






14. Пословица











15. Цель













16. Анимация «Фонарь»

(фоновая музыка)








17. Спасибо за работу!





6


скачать файл | источник
просмотреть